25 июня 2010

Family Underground - Commiseration/Blood Temperature Pool



Family Underground


Commiseration / Blood Temperature Pool


2009 Quasipop rec.

neformat.com.ua



01. A: Commiseration
02. B: Blood Temperature Pool

Звук – краеугольный камень многих современных стилей. Ритм, мелодия, лирика – мейнстрим и поп. Именно Звук стал объектом пристального внимания. И, если уж берешься работать над этим, неплохо бы вернуться к истокам и послушать, каким Звук был вначале. Туземные барабаны, песни и пляски нас не интересуют. Дрон – то, что надо для современного андеграунда. Эта весьма древняя музыкальная техника в наш век обрастает приставками типа ambient, noise, doom и т.д. Смешайте все это в одном флаконе, и вы получите квинтэссенцию древнего Звука в современном Медиа, пусть и андеграундного толка. Сначала возникает мода на этнику, потом на архаику, а дальше уже выстроились в ряды кровожадные бизнесмены, готовые все поставить на конвейер, сделать "музыку для медитаций" из первобытного гула и "целительные звуки" из тибетских поющих чаш. С дроном заигрывают все. Начинали с академического минимализма и пришли к букету вылизанных шумо-дроновых записей, пытающихся пробиться в мейнстрим всеми доступными средствами: примешать популярный сатанизм или упростить необузданную архаику дрона до пластмассового нью-эйджа. Как в таком мире оставаться настоящим, честным, стойким солдатом андеграунда? Мне кажется, Family Underground дают ответ. Две четырехминутных пьесы дают слушателю наглядный пример того, как обращение к архетипам музыки может быть отвлечено от "тенденций" и "моды". Сырой звук, зацикленный ритм, пульсирующий бас, изворотливый фидбэк. Несмотря на примитивность и дискретность составляющих, создается дроновая композиция. Древний Звук и такой же древний и немодный Рок – словно сырье из которого слепилась не одна дюжина стилей. Это первая композиция. Дальше звучит нечто похожее на отстраивающийся струнный квартет, которому аккомпанирует Луиджи Руссоло на своих сумашедших шумо-машинах. Снова тот же сюжет – обращение к истокам нойза и академического минимализма в манере художника, показывающего ученикам, как делать простые мазки. Уверенно, с чувством, с расстановкой, Family Underground дают нам намек в духе "Знаем мы этот ваш дрон, и нойз, да и рок тем более". Их мотивы спросите у них сами. Я же теперь знаю, как выглядит сырье для производства всего, что потом становится модным и культовым.


15 июня 2010

Ufomammut – Eve


Ufomammut

Eve 

Supernatural Cat, 2010
for www.neformat.com.ua

Два года Ufomammut делают концептуальный альбом, обещая, что он будет экспериментальным и непохожим на предыдущий. Обычно в подобных случаях с выходом альбома мнения фэнов расходятся. Принадлежа изначально к стонер-думовой когорте, итальянцы всегда заметно отличались как тяжестью и "сочностью" звука, так и использованием всяких нойз/эмбиент фичей на гитарных примочках. Наиболее яркое выражение этот коктейль получил на предыдущей работе "Idolum".

От "Eve" ожидали двух вещей: либо итальянцы развивают свой стиль дальше, раздают грув и кач, приправляя его "космосом", либо съезжают во мрак экспериментальной невменяемости. Страхи оправдались неожиданным образом. Кач в "Eve" есть, главным образом за счет трехдольных ритмов, а вот того мощного, густого и сочного баса, к сожалению, нет. Сместив акцент гитарного саунда с раскатистых низких частот на более разреженный фузовый звук, Ufomammut вряд ли выиграли, как в "экспериментальности", так и в "думовости".

Начало альбома – отдаленно звучащая, зацикленная гитарная раскачка в духе последнего трека с предыдущего альбома. Из-за сходства с "Void-Elephantom", все время кажется, что и здесь она прервется настоящим думовым риффом, но, увы – резкого перехода нет. Вступительная тема просто обрастает звуками, типично уфомаммутовскими спейс-эффектами на заднем плане и заунывным вокалом "ооооооо-оооо-оооо", продолжая наращивать обороты. Итак, первый трек – всего лишь коктейль из клише предыдущего альбома.

Вторая часть концептуального релиза эксплуатирует гитарный эмбиент в характерном для группы ключе, – петля из слегка фальшивого гитарного звука и реверберированные отзвуки с голосами вкупе, утопленные на задний план. Ничего не напоминает? Вот именно, та же вермишель из первого трека, только с другого ракурса.

Тут кроется вся двойственность альбома – с одной стороны Ufomammut все больше пытаются играть эмбиент, но, в то же время, стараются сохранять ритмичность и тяжесть звука. Им явно не хватает опыта в экспериментаторстве, хотя и нельзя сказать, что это делает альбом однозначно плохим.

Следующие две композиции – наконец-то родной и такой знакомый Ufomammut, жаль уже без фирменного асфальтного звука. И если трек номер три – это "Lucifer Songs", то четвертый уже больше похож на Sons of Otis. Это самые короткие треки альбома, из чего легко можно сделать вывод, что играть обычный дум итальянцев "уже не прет". Окончание альбома не вносит ничего нового, лишь усугубляет атмосферу, о которой все же стоит сказать несколько слов.
Несмотря на провал попытки экспериментировать и забвение думового звука, альбом все же находит лазейку к восприятию, исключительно за счет своей атмосферности. И если чисто технически "Eve" достаточно примитивен, то на уровне "атмосферы" и эмоциональности – это хороший пример мистического видения музыки. Наши итальянские друзья аудиализировали свой мистико-психоделический опыт доступными им средствами и методами.

Научились бы они пользоваться примочками повиртуознее, да исполнили бы это все с той же "трипово-визионерской" эмоциональностью – получился бы действительно качественный альбом. А пока имеем сырой, однообразный, но, тем не менее, затягивающий своим монотонным гипнотизмом релиз. Соответственно, понравится он людям впечатлительным, неравнодушным к мистике и "веществам", а для остальных – пройдет надоедливым и шумным фоном.