14 декабря 2010

Astro & Cornucopia - Deep Wind


Astro & Cornucopia
Deep Wind

Quasipop Records, 2010

01. Cornucopia - Deep Wind I
02. Astro - Deep Wind II

www.neformat.com.ua

Хироши Хасегава (Hiroshi Hasegawa), наиболее известный публике по проекту С.С.С.С. (а в данном случае под именем Astro) одним своим именем дает понять, что скучать не придется, и лучше сесть недалеко от ручки громкости. Тем более, что диск открывает неизвестный мне ранее проект Cornucopia, от которого вообще неизвестно чего следует ожидать.

В итоге осторожность оказалась излишней. Пуэрториканский товарищ медленно идет на взлет, тщательно и осторожно подбирая звуки. Сортируя частоты по уровням, он поднимает в воздух летательный аппарат, на котором слушатель должен совершить путешествие. С самого начала речь идет о стихии. Потоковость звучания обеих композиций оставляет слушателя перед множеством ассоциаций природного характера; ну и, конечно же, космического, куда без него. Первый трек постепенно, но очень уверенно разгоняет потоки звука, чувствуется кропотливый подход и внимание к структуре, которая, несмотря на свою неупорядоченность, обладает странной, стихийной ритмикой. Эта черта шумовой музыки всегда остается актуальной – создать ритм, который нельзя уловить и предугадать. И, хотя ветер наращивает силу, наш летательный аппарат на полной мощности всех двигателей пробивает неблагоприятную среду, приближаясь к некой планете.

Здесь происходит смена декораций. Теперь историю рассказывает Astro, он быстро дает понять, что случилось неладное. Через несколько минут "неладное" оборачивается катастрофой! Невероятной мощи звук, лязг и треск — это корабль начинает испытывать перегрузки, входя в верхние слои атмосферы. Довольно быстро становится ясно, что крушение неизбежно. Корпус трещит по швам, машину трясет диким ритмом агонии, со всех панелей сыплются искры, приборы отказывают... Слушатели-путешественники пристегнуты в креслах, они не могут кричать из-за большой перегрузки, ломающей ребра, не могут встать, или даже повернуть голову. Они могут лишь смотреть на плавящуюся обшивку и снопы искр из обрывков проводов, которые исполняют экстатический танец. Торжество стихии над пузырящейся плотью и разрываемым на части металлом... Конец фильма.

Такая визуализация возникает после 30 минут жестокого шума, который невозможно осознанно слушать, сознание быстро перегружается, напрямую пуская звук в подсознание. И если Cornucopia еще можно воспринимать как аудио-ландшафт, то Хироши исследует медитативные свойства шума. Несмотря на то, что музыканты обменялись сырьем для создания треков и каждый руководствовался своим подходом, им удалось создать целостный альбом, аудиализирующий идею ветра, как крайне агрессивное выражение стихии воздуха. Наталкивает на размышления о ничтожности человека...

С другой стороны, альбом хорошо показывает силу творчества, особенно в таких радикальных его проявлениях: эффект присутствия в центре катастрофы гораздо сильнее любого 3D-кино! Главное – включить погромче, наполнить стихией свой дом и свою голову. Незабываемые переживания обеспечены!

07 декабря 2010

Nadja - Ruins of Morning



Nadja
Ruins of Morning
Substantia Innominata, 2010


После недолгого затишья Эйдан и Лия вновь обрушили на слушателя сонм релизов. Большинство из них — коллаборации разного рода, но данный релиз — долгоиграющий EP на грампластинке, возвращает в наши проигрыватели ту Надю, по которой все соскучились. Ведь на совместных работах с кем-либо наших героев сразу можно и не узнать, настолько Эйдан гибок и универсален музыкально. Постоянные поиски нового звучания и уход оного в эмбиентные дали также стали некоторого рода испытанием для почитателей группы. Неудивительно, что когда Эйдан выложил "Autopergamene" на last.fm для свободного скачивания, многие говорили "ура" и "наконец-то", радовались возвращению "все той же" Нади, забывая при этом, что этот альбом – голос из прошлого, ведь записан он был еще в 2008 году. На фоне всего этого "Ruins of Morning" прошел как-то незаметно. Достаточно тяжело воспринимать большие объемы столь разнообразной музыки в рамках одной группы, тем более незаметным становится релиз, на первый взгляд ничем особенным, кроме нового логотипа группы на обложке, не отличающийся.

Тем не менее, терпеливый и внимательный слушатель все же может обнаружить, что данная пластинка, хоть и во многом близка к старым альбомам, несет в себе все черты современного звучания коллектива. Проживание в Германии не могло не повлиять на столь музыкально активного человека, как Бейкер, стоит ли говорить о знакомстве и общении с иконой дрон-музыки Troum. Как известно из генетики, окружающая среда, наращивая энтропию, сопротивляется жизни, заставляя ее изменяться, приспосабливаться и конкурировать. Те же законы эволюции в неком приближении существуют и в музыкальном мире – пребывая в среде, в которой развилось не что-нибудь, а такой гигант, как Берлинская школа эмбиента, Надя не могла оставаться прежней. Приспособление это или конкуренция – тяжело судить, но, в любом случае, это эволюция. Появившийся однажды уникальный и неповторимый мир по имени Nadja живет, растет и изменяется.

Два трека пластинки — два царства природы внутри этого мира. Медленный гитарный эмбиент, гармонии, невесомый вокал — это начало пассивное и воспринимающее, начало порядка. Весь первый трек пронизан этой атмосферой спокойного утра, легкого бриза и белых облаков. Второе начало — царство активности и беспорядка. Энергия и хаос, пена космических энергий, преобразующая пассивность, придающее ей форму и движение. Это поток жизни в его истинной сути — ничто не создастся там, где ничего не рушится. Цена спокойствия — хаос внутри него, цена гармонии — в ее вечном разрушении.

Философский подтекст всегда читался в творчестве Nadja. Может быть, он туда не вкладывался, но в их музыке всегда есть посыл к размышлениям. Как бы ни менялся творческий вектор дуэта, главное, чтобы он сохранял этот модуль осмысленности, заставляя слушателя отвлечься от рутины, синтезировать из повседневного потока сознания четкую и глубокую мысль, задать себе вопросы и получить ответы. "Ruins of Morning" дает такую возможность, впрочем, как и многие другие. Главное — есть выбор.

2010 - Ruins Of Morning

Fabio Orsi — Winterreise



Fabio Orsi
Winterreise
Slow Flow Records, 2010


Достаточно популярный как в Италии, так и за ее пределами, Фабио Орси уже несколько лет продуктивно работает на полях дрона. Его почерк — теплый гитарный звук, прозрачная атмосфера и позитивное настроение. Хоть на некоторых работах он и вносит разнообразие с помощью электроакустических приемов и коллажа, но, к сожалению, такие альбомы тяжело назвать удачными. К счастью, релиз, о котором пойдет речь — возможно один из самых успешных в плане погружения в звук. Название альбома — дань классике. "Winterreise" ("Зимнее Путешествие") – это цикл поэм Вильгельма Мюллера, основа вокального цикла для тенора и фортепиано Франца Шуберта.
Эта работа выполнена преимущественно звуками гитары: полотно соткано плотно, но оно остается прозрачным. В нем сочетаются характерная для Орси теплая атмосфера и глубина звука, которая достигается лучшими исполнителями дрон-эмбиента. Текучесть звука здесь гораздо медленнее, чем в альбомах Lawrence English, атмосфера даже теплее, чем зарисовки Chihei Hatakeyama и сами композиции позитивнее по настроению, чем что-либо вообще. Зимнее это путешествие или летнее — сказать сложно. Звук альбома очень тихий и спокойный, он вызывает скорее воспоминания, нежели визуальный ряд.
Фабио Орси удается передать детскую беззаботность, всепоглощающую безмятежность каждого действия и каждой мысли. Тихий, не содержащий никаких резких звуков поток прозрачного дрона внушает доверие, усыпляет, убаюкивает, отправляет сознание в путешествие по едва оформленным визуально воспоминаниям детства, когда весь мир кажется бесконечно красивым и непознаваемым. Мечты и реальность в таком возрасте неотделимы, а любой день — уникален. Очень легко, закрыв глаза, попасть туда, но наш образ жизни преимущественно таков, что никто об этой возможности и не помнит, зачастую считая, что нам недоступны воспоминания из того возраста, когда человек еще не научился давать имена вещам. Но это легко и так же естественно, как спать или дышать. Глубины памяти подобны глубинам звука — когда звук кажется непрерывным, достаточно сделать еще шаг глубже, и понимаешь, что начинаешь различать текстуру и ритм нового порядка. Словно взглянуть в микроскоп на кажущийся гладким собственный волос. Так же и с памятью — это всего лишь вопрос расстояния до поверхности. Подойди вплотную и ты увидишь сквозь нее новую бесконечность...