26 сентября 2013

Jgrzinich – Intimations


Jgrzinich
Intimations
CMR, 2004

Этот музыкально-философский трактат Джона Гжинича посвящен его пути из Техаса в Словению и Эстонию, через множество других локаций. Нюансы этого путешествия раскрываются им в своеобразной манере, путем совместного воздействия звуков и музыки на слушателя. Наглядный пример того, как звук рождает музыку, используя для этого человека. Сознание музыканта - как черный ящик на вход которого подаются звуки природы, индустриальные шумы, голоса и отзвуки музыкальных инструментов (в данном случае - струн пианино). Что будет на выходе - зависит не столько от образования и навыков музыканта, сколько от его личности, способности и желания ее раскрыть личностям другим.

В случае Джона это оказываются намеки (именно так и переводится название работы) на музыку, ее фундаментальные составляющие, принцип соотношения которых между собой он подсматривает у природы. Тектонически тяжелый гул перемежается многослойными песчаниками сыпучих шумов, колкими цикадами глитчей и легким, ультрафиолетово пронизывающим звоном струн. Все это было зафиксировано, запечатлено, законсервировано в сознании Джона на несколько лет, пока не оформилось в виде выходного сигнала, красота и уверенность звучания которого однозначно дает понять, что дело было сделано как полагается, без оговорок и сомнений перед самим собой.

Намеки на музыку мы слышим в шуршании волн и стрекоте насекомых, намеки на философию мы читаем между строк эссе Гжинича, что сопровождает диск. Именно намеки, потому что текст продолжает быть настолько же поэтичным, какой является музыка альбома, несмотря на минимальные выразительные средства. Даже мелодичные переливы Sun In Hand, Stone In Water недостаточно сильны, чтобы композиция разлилась полноводной симфонией, она лишь ненавязчиво намекает на ту величественность, что подспудно зреет под ее поверхностью. А приглушенно текущие резонансы последней композиции еще больше углубляют в состояние оцепенения особого вида, когда внутренняя тишина и неподвижность позволяют легко и моментально воспринимать любое движение снаружи. Рецепторы моделируют воспринимаемую реальность, сознание моделирует ее структурный и смысловой образ... Но только интуиция может направить внимание туда, где все грани процессов стираются под мощным напором тишины и в ней слушатель и слушаемое становятся единым целым.

release page
listen at vk.com

Read in english:

23 сентября 2013

Steve Roach, Michael Stearns & Ron Sunsinger – Kiva


Steve Roach, Michael Stearns & Ron Sunsinger
Kiva
Fathom, 1995

Кива - ритуальное сооружение американских индейцев, как правило подземное. История этого альбома повествует о том, как шаманы общаются, поют, стучат в бубны, настраиваясь на нужное для приема священного напитка Айяуаска состояние тела и ума. Начиная с четвертого трека типично нью-эйджевый альбом превращается в спирально закручивающийся миф психоделического трипа, поражающий своей мистической атмосферой и звучанием, которое одновременно исходит как извне, так и будто бы изнутри головы...

Все звуки перемешиваются этим состоянием в целостную сеть взаимодополняющих явлений, видений и смыслов. Голоса превращаются в шум дождя, дидж звучит как болотная грязь под проливным дождем, а голоса шаманов то появляются, то исчезают, словно отмеряя необходимые промежутки времени между пока непонятными событиями. Осознание приходит ближе к концу, но по ходу всего альбома ощущается изначально мистическое ощущение единства всего живого и неживого, статичного и движущегося. Духи животных ходят среди людей, стихии повинуются малейшему слову, сказанному голосом того, кто обнаружил свое подлинное имя в густом переплетении ветвей реальности. Стражи отрывают порталы, блуждающие призраки указывают путь. Остается лишь не забывать, что надо оставить силы на дорогу обратно, иначе придется блуждать во фрактальных лабиринтах до тех пор, когда боги уничтожат мир, чтобы сотворить его заново...

Несмотря на то, что вихри подземных течений могут увлечь дальше, чем необходимо, путники идут своим путем сквозь водовороты и тоннели, обнаруживая каждый раз что-то новое, что-то другое. Любая вещь может казаться чем-то другим, но от самого человека зависит то, как он ее применит. Так обычные, примитивные музыкальные инструменты становятся инструментами конструирования реальности, пером и чернилами, что  рассказывают бесконечные истории. Каждый человек может научиться владеть ими, достаточно лишь найти первичную внутреннюю тишину и сделать ее точкой отсчета в своем извечном путешествии.

label page
listen at vk.com

14 сентября 2013

Chris Abrahams & Lucio Capece – None Of Them Would Remember It That Way


Chris Abrahams & Lucio Capece
None Of Them Would Remember It That Way
Mikroton Recordings, 2012

Chris Abrahams прежде всего известен как основатель коллектива The Necks, который исполняет джаз с минималистским подходом, хотя на самом деле гораздо больше внимания он уделяет сольной деятельности, записывая как различные эксперименты над фортепиано, так и чисто электронную музыку. Впрочем, в его альбомах электроника и акустика редко звучат порознь и проведение грани между ними - задача для знатока подобной музыки. Lucio Capece играет на басовом кларнете и сопрано саксофоне, но делает это характерным для электроакустической импровизации способом - как угодно, но не по правилам. На этой записи граница между подходами двух экспериментаторов едва ощутима, но не стерта. Извлекая из синтезатора Yamaha DX7 всевозможно микрозвуки, Абрахамс создает поле тишины, звенящая пустотность которой этими звуками лишь подчеркивается. Словно вакуум, в котором то и дело рождаются элементарные частицы, но время их жизни так мало, что вакуум остается пустым. В эту квантовомеханическую идиллию то и дело вмешивается утробно булькающий, диджериду-подобный гул Люцио, звук его дыхания, пропущенный сквозь недра саксофона, которые  кажутся бездной с точки зрения атомарного масштаба звуков Криса.

Периодически рождающиеся из броуновского хаоса дроны и синусоиды звучат так, словно пространство альбома не имеет определенного вектора гравитации - бас может звучать сверху, а высокочастотная пульсация вырываться из отдаленного угла панорамы прямо "под нос" слушателя. Все это можно сравнить с теорией Энштейна об относительности пространства и времени - так же, как он отрицал существование некой абсолютной точки отсчета, так и эта музыка напоминает о том, что каждая звуковая картина может восприниматься по разному разными людьми. И дело даже не в том где и в каком настроении вы будете это слушать, как в том, что восприятие каждого человека уникально. Поэтому создавая максимально абстрактное с точки зрения логики, но в то же время интуитивно непротиворечивое
звуковое событие, Люцио и Крис дают каждому из нас возможность проследить процесс рождения восприятия, от зародыша впечатления до воспоминания о нем.

Деконструкция опыта до базовых составляющих дает возможность посмотреть  со стороны на деятельность своего сознания, что оставляет лишь один вопрос - кто же тогда осознает и отслеживает эту деятельность? Вот тут то мы и приходим к задачам, поставленным еще древними индусами и греками - как звук рождается из тишины, если она есть его отсутствие? Как сознание может знать о незнании? Как бытие происходит из небытия? По этому поводу я могу сказать лишь одно - возможно тишина есть не отрицание звука, а его абсолют. Поэтому все ответы стоит искать в тишине, а музыка этого диска с легкостью покажет дорогу.

label page
listen at vk.com

Booby Mason – Loop Waves And Rhythmic Reverberations


Booby Mason
Loop Waves And Rhythmic Reverberations
Destroy Sounds Records, 2013
(limited edition tape with cards)

В Омске тоже пишут дрон, хоть и обычно лишь для того чтобы расслабиться после нескольких часов харшнойза. Хотя Антон Гудков (а именно ему принадлежит авторство этого и еще как минимум пяти проектов) любит японский шум, рисует обложки группам и выпускает много экспериментальной музыки на своей лейбле Hiroshima Toy Pet, он помимо всех этих занятий частенько вдохновляется атмосферой близлежащих лесов. В последствии этих вылазок и получается так, что за урбанистическим грохотом то и гляди начинает прорастать грубая, но выносливая как сорняк органика дрона, полевых записей и просто медитативных звуков, под которые не станешь разглядывать потолок. Скорее захочется выйти на прогулку, обуть любимые кеды, надеть старенькие наушники...

Иногда даже до боли опостылевшие улицы вокруг родного дома вдруг начинают открывать затаившиеся прежде детали - вот странная надпись, которой того гляди сто лет, а раньше ее было не видно; вот кем-то потерянный ключ уже оброс ржавчиной, лежа у дренажной решетки; вот забытая на скамейке тетрадь, в которой кто-то старательно нарисовал пару сотен бабочек зеленой шариковой ручкой... Мир полон бессмысленных казалось бы деталей, но как только их комбинации складываются в систему, она может ожить. Так и эта кассета собирает что-то такое домашнее и родное из парочки простых эффектов и небольшого пучка частот.

download (mediafire)

Read in english:

12 сентября 2013

Midday Veil – Subterranean Ritual II


Midday Veil
Subterranean Ritual II
Translinguistic Other, 2011
(limited edition tape)

Непонятно каким образом пропущенная мной кассета психоделического рока из Сиэтла попалась на глаза только сейчас, в связи с широко освещенным прессой их последним релизом The Current. Непонятно потому, что на этой записи есть все, что мне нравится в современной кассетной музыке - шаманическая психоделия, глубоководный дрон и очаровывающая загадочной атмосферой ритуальность. То, что начинается подобно любому другому дрон-релизу, достаточно быстро, хотя и плавно, переходит в ритмично пульсирующий трип по глубинам подсознания. Формально музыка Midday Veil на этой кассете похожа на работы нью-йоркцев Psychic Ills, особенно их альбом Dins, но это справедливо лишь на поверхности. Атмосфера "Подземного Ритуала" проникнута спокойствием, умиротворенной вибрацией, которая словно волны первозданного океана то окутывает слушателя теплыми водами видений, то оставляет наедине с самим собой в легких вуалях послезвучия.

Композиция Moon Temple продолжает обнимать слушателя призрачными руками до тех пор, пока не насыщается звуками до такой степени, что превращается в самый что ни на есть рок, но атмосфера церемониальности никуда не исчезает, заставляя вспомнить Master Musicians of Bukkake. Ничего неожиданного в этом нет, ведь участник последних (Randall Dunn) продюсирует альбомы Midday Veil. Когда вихрь астрального ветра успокаивается, девушка-медиум остается наедине с тишиной, опустошенно глядя на то, как магнитофон прокручивает пустую пленку. Возможно при следующем прослушивании окажется, что там запечатлелись голоса умерших или даже никогда не живших, может быть они даже оставили какие-то послания живым... Или это всего лишь розыгрыш старого привидения, повидавшего на своем веку немало попыток перейти грань между мирами. Как бы там ни было, эта запись приглашает ответить на все вопросы самому, собственными глазами и ушами убедится в существовании запредельного, ведь его веяния слышны здесь за каждой опадающей волной звука, за каждой нотой бессловесного распева. Легкость сопричастности, мистика присутствия.

label page
listen at bandcamp
listen at vk.com

Read in english:

Montibus Communitas – Hacia Aquellos Bosques de Inmensidad


Montibus Communitas
Hacia Aquellos Bosques de Inmensidad
Trouble in Mind Records, 2013 
(limited edition randomly colored vinyl)

Сейчас мало кто помнит, что на заре эры кислокапустного немецкого рока были группы, которые слыхом не слыхивали о том, что надо играть моторик, расстилать космические простыни и вообще всячески угождать объевшейся сахарками публике. Эти коллективы просто играли, превращая себя в медиумов, а процесс создания музыки - в ритуал. Это были не педантично спланированные церемонии, а полное отсутствие каких-либо амбиций, настоящее устранение себя из музыки. Тело человека - не более, чем инструмент в руках природы, но человек, научившись использовать инструменты сам, возомнил себя хозяином и господином всего вокруг. Тем не менее, всегда находятся музыканты, для которых исполнение музыки идет так же естественно, как свет между листьев, как вода между камней, как ветер на скальных вершинах гор. Amon Düül II, Taj Mahal Travellers, Popol Vuh - если вам знакомы эти названия, то вы знаете, чего ждать от этого перуанского коллектива.

Однако, не стоит воспринимать вышеприведенные ориентиры за окончательный диагноз. Такая музыка не может быть очерчена ровной линией, уложена на полочки и в коробочки - она всегда живет и меняется, даже в тот момент, когда слушаешь запись уже состоявшего исполнения. Ее движение и трансформация происходят при непосредственном участии слушателя, ведь шаманские ритмы и гипнотически зацикленные мелодии Montibus Communitas пробуждают что-то архаично-фундаментальное в подсознательных уровнях психики каждого. Эта музыка одинаково сильно действует на ум и на тело, под нее можно танцевать, но можно и лежать неподвижно, глядя как звезды медленно заходят за горизонт. Своим импровизированным музицированием Montibus Communitas порождают своеобразный пантеизм - состояние, в котором все живое кажется близким и хочется зарыться в густую опавшую листву, вдохнуть запах сырой почвы, содрать ногти, залезая на верхушку ближайшего дуба... Этот "зов природы" определенно схож с тем, что сквозит изо всех щелей расхлябанной музыки бельгийских шаманов Sylvester Anfang II, но в отличие от них, перуанцы сохраняют человеческий облик, оставаясь на уровне, что уготован нам природой. 

Каждый, кто хоть раз давал себе покричать от души где-нибудь посреди бескрайней степи, поймет ощущения, которыми переполнена эта музыка. Только вместо того, чтобы драть глотки, Montibus Communitas разгоняют до сверхзвуковой скорости струны своих гитар и скрипок, заставляют плясать кожу барабанов и звенеть воздух, вырывающийся из ноздрей пан-флейты. Если после прослушивания этого альбома вам захотелось выбежать из комнаты во двор, если вы по ходу дело пристукивали ногами и руками в такт его бесконечным звуковым спиралям, если вам незамедлительно хочется поиграть на чем-то, хотя бы на кастрюле или тумбочке - значит для вас не все потеряно и дух лесов и прерий по прежнему живет и дышит в вашем теле и в вашей душе. Прислушайтесь к его голосу.


Read in english:

Mathias Grassow – Bloodmoon


Mathias Grassow

Bloodmoon
Gterma, 2012

Прошлогодний опус "Кровавая Луна" однозначно доказывает, что хоть Матиас и выпускает альбомы как горячие пирожки, делает он их на совесть - полновесно, сочно, атмосферно и насыщенно. Самый что ни на есть настоящий дрон - бесконечный, безвременный, всезаполняющий. Выключая эту музыку посреди трека оказываешься в ужасающей пустоте, все равно что полежать на теплом солнце и резко прыгнуть в ледяную воду горной речки... Слушая этот альбом, хочется, чтобы время остановилось, чтобы эта музыка была всегда и везде, потому что в ней можно услышать множество мелодий, звуков, пульсаций и дыханий. Это музыка сфер, настоящий родник вдохновения, неиссякаемо бьющий из надмирного источника.

Его многослойная монолитность дышит и живет, он не давит и не напирает, но увлекает за собой, течет, словно поток света от Солнца на Землю. Ночью этот свет всегда отражает Луна или другие планеты. Когда же наступает лунное затмение, Луна может стать кроваво-красной если Земля повернута к ней своей материковой частью. Может быть это и выглядит зловеще, но уже звездочеты древности знали, что это особый знак. И пока они проводят свои исследования среди мегалитов каменных обсерваторий, простолюдины снаряжают самых смелых юношей на охоту. Они верят, что в такую ночь можно напасть на след особого зверя, который лишь раз в году выходит из чертога вечной зимы. Возможно, это легендарный белоснежный волк, клык которого принесет владельцу нечеловеческую силу... Но какая сила и отвага понадобятся, чтобы победить это существо?

И пока весь мир застыл в тишине ожидания, пока кровавая тень зависла над ледниками, волчий вой разносится над обмерзлыми скалами и сосновыми лесами под гул бесконечных северных бурь... Но солнечный свет никогда не покидает мир, он может быть скрыт, может быть невидимым, но всегда присутствует в сердце человека, во взгляде зверя, в воздухе между их лицами.

PS: Думаю, этот альбом стал бы идеальным саундтреком для прогулок по снежному острову Солстхейм, если вы знаете где он находится.

listen at vk.com

Read in english:

08 сентября 2013

Master Musicians Of Bukkake – Far West


Master Musicians Of Bukkake
Far West
Important Records, 2013

"Мудрость где-то на востоке" - говорили многие искатели истины и шли все дальше и дальше, пока не пришли домой, обойдя планету вокруг. Мастера ритуального мракобесия возвращаются после двух лет молчания с новым альбомом, который сквозь треск шума врывается в мир живых, напоминая им, что все они смертны. Возвращаясь, Белая Гора воцаряется там, где были свалены в кучу предрассудки, где была свалка учений и компостная яма религий. Белая Гора, великая матерь всех народов, корень Мирового Древа - ее имена бесконечны, но суть едина, ее воплощения пребывают на Земле всегда, но видимыми становятся лишь тем, кто знает куда смотреть и где искать.

Церемониальный рок, психоделический фолк, краут и музыка из старых фильмов ужасов - все здесь срослось в один огромный стебель, извивы которого могут завести сознание в самые неожиданные места. Словно деревенский простофиля Джек, взбирающийся по бобовому ростку на облака, музыка на этом альбоме вырывает ум из барахтанья в повседневной суете и под стук шаманского барабана взлетает высоко в холодный воздух высокогорья. Старцы и их ученики поют песнь, которая никогда не должна прерваться, птицы помогают им в минуты, когда ветер заглушает слова. Снег и лед превращаются в зеркальную маску, в которую смотрится небо. Изгибы гор повторяют течения ветров, которые подобно течениям в океанах, несут тысячи живых существ по магистрали существования от рождения к смерти.

Внутриутробные мечты и замогильные кошмары растворяются в том, что индус назвал бы Сомой, напитком, дарующим откровение, простота которого граничит с абсурдом - смерти нет, потому что нет времени. И пока души текут, они пропускают самое главное - тишину. Музыка то и дело обрушивается в ущелья тишины, величественные кульминации погибают в них, слова и песни тают на дне горных расселин... Но цикл повторяется вновь: души перевариваются в недрах гор и рождаются во власти течения стихий, золото манит простака, сияние истины - умудренного проповедью монаха, птица вьет гнездо в ветвях Древа На Белой Горе, выкармливая птенцов сладостными обещаниями вечной жизни, что долетают туда со всего мира... Люди ищут разные вещи, но все находят одно - ледяное безмолвие в сердцевине Горы, из которой они однажды вышли на свет.

listen
label page

Read in english:

03 сентября 2013

Schperrung – Hvor


Schperrung
Hvor
Freak Friendly DIY, 2012

"Что яд, а что лекарство - определяет только доза", говаривал дедушка Парацельс и субстанция под названием Шперрунг, изобретенная одним-единственным человеком из Донецка, наглядно иллюстрирует чувствительность к ее количеству. В малых дозах Шперрунг оказывает очищающее и бодрящее воздействие, выводя из сознания пациента все назойливые рекламные песенки, глупые мысли и бессмысленные желания. Наиболее подверженные воздействию препарата пациенты по окончании прослушивания отмечают повышенную сухость во рту, легкую эйфорию, "небывалую легкость", что, хоть и кажется парадоксальным в виду малоприятной для большинства пациентов формы препарата, на самом деле является следствием разблокировки каннабиноидных рецепторов ТГК-изомерами, содержащимися в Ш. в связанном состоянии. Отмечены случаи творческого вдохновения, повышение интереса к эзотерическим учениям.

При дозировках Ш. выше средних, пациент начинает много и возбужденно говорить, ходить по комнате взад-вперед, бубнить под нос или резко выкрикивать фразы на непонятных языках. Развивается рассеянность внимания, вплоть до полной потери отклика на внешние раздражители. Среди физиологических симптомов пациенты отмечают беспокойство, паранойю, удушье, повышенную потливость, жар, судороги, галлюцинации инфернального характера. Исследование высоких дозировок было приостановлено ввиду вынужденной госпитализации всего исследовательского состава и дальнейшего судового расследования. Терапевт Н.С. Маничкин объявлен пропавшим без вести, старшая медсестра Т.П. Вавилова отказывается объяснить причины срыва проекта, ссылаясь на "одержимость темными силами" и потерю памяти. Фармакологическая экспертиза пострадавших затруднена из-за крайне неадекватного поведения. Все листы дела, относящиеся к расследованию невыясненным  на данный момент образом были окрашены в темно-красный цвет с помощью крови IV группы с сопутствующим повреждением всех записей. Подозревается пропавший Маничкин, но за полным отсутствием надежных улик дело остается открытым, в то время как Ш. по-прежнему доступен каждому желающему.

listen at vk.com
label page