17 декабря 2013

Orchis – A Dream


Orchis
A Dream
Infinite Fog Production, 2013
(limited edition CD in digipack)

Уходящий год был годом громких возвращений некогда прославленных коллективов, причем практически все из них прошли удачно. В подобной ситуации закономерно возникает вопрос - что, собственно, побуждает группы выходить из забвения? Вариантов тут немного: либо текущее положение в том или ином жанре настолько плохо, что "старички" решают вернуться, дабы показать молодежи как делается настоящая музыка; либо наоборот – все так хорошо, что "бывалые" начинают рваться в бой, завидуя растущей славе молодых. Рассматривая с такой позиции различных "возвращенцев" этого (как и любого другого) года, можно склониться как к первому, так и ко второму варианту, но каждый раз все будет зависеть от конкретного стиля музыки. Что же касается британского трио Orchis, любая попытка обозначить причину их возврата повисает в неопределенности: современная сцена темного фолка и так полна громкими именами, как первого эшелона, так и новоиспеченного. С другой стороны, качество музыки и тех, и других далеко не всегда очевидно, и часто можно слышать разговоры об однообразности и нехватке новых идей. Что ж, спустя 14 лет после последнего полноформатника, Orchis представляют на суд публики полностью новый альбом, самые первые ноты которого заставляют задержать дыхание и останавливают любые попытки анализа происходящего.

Музыка на этом диске находится в сильном контрасте с изображением на обложке - вместо застывших в камне образов изящества и чувства, слушатель в полной мере может ощутить как это самое изящество рождается, как оно приходит в мир. С самом первой композиции впечатляет живость поэтических сплетений прекрасного голоса Трейси Джеффери с чистым, незамутненным звучанием целой плеяды инструментов. Арфа и электрогитары, перкуссия и шрути-бокс – набор инструментов меняется от одной композиции к другой, легко и непринужденно играя настроениями, чувствами и образами. Нет ничего удивительного в широком диапазоне стилей и влияний – здесь они простираются от средневековой поэзии до психоделического хиппи-фолка 60-х, – ведь если уж музыкант черпает вдохновение из чего-то надмирного, то водопад этой энергии легко сметёт любые выдуманные человеком ограничения. Чувствуется дыхание гармонии, которая лежит в основе каждого звука. Именно оно создает все остальное – лирические баллады, танцы, раздумья и легенды со сказками... Одна простая идея, ветвящаяся до бесконечности, может сохранить свою силу лишь в том случае, если человек будет помнить о ее истоке. Музыка Orchis тянется из далекого прошлого в настоящее, и здесь, в момент своего звучания, создает не только образы минувшего, но и вдохновляет на свершения будущего. И как скульптор, что запечатлевает изящество в изгибах изваяния дабы сохранить красоту момента, так и я ловлю каждое слово, каждую ноту этой музыки, чтобы наполнить ею свое сердце, все свое существо...

В конце-концов становится очевидным, что все еще есть коллективы, которые не ищут славы и громких похвал, а возвращаются из многолетнего затишья лишь по велению той миссии, что возложила на них сама жизнь. Невозможно быть наполненным красотой и не делиться ею, ведь чувство красоты есть проявление гармонии, а она существует лишь в соединении того, что казалось разобщенным. Бесконечно ускользающая улыбка красоты запечатлена на этом диске, и она стоит того, чтобы пытаться поймать ее взгляд снова и снова.

label page
listen at bandcamp

Read in English:

14 декабря 2013

The All Seeing Hand – Mechatronics


The All Seeing Hand
Mechatronics
Muzai / Tenzenmen, 2013

После невероятно крутого дебюта в позапрошлом году это новозеландское трио, состоящее из барабанщика, туртейблиста и вокалиста продолжает взрывать мозги слушателей своей сумашедшей музыкой. Тувинское горловое пение, жесткие гитарные риффы, колючие электронные басы и сбивчивые партии барабанщика создают невероятно подвижное, жутковатое создание, органы и части тела которого объединяют в себе механические и живые части. Плюс мелодии, словно извлеченные из восьмибитных хоррор-игр, по-гигеровски черно-белая психоделия и еще что-то совершенно не поддающееся описанию словами. Музыка на грани гениальности и приступа эпилепсии. Стробоскопический кошмар, способный загипнотизировать, затянуть в свои недра и не отпускать до самого конца, который вряд ли наступит, ведь даже выключая эту музыку продолжаешь ощущать присутствие чего-то всеохватывающего, космического. Кибернетический бэд-трип современного шамана в урбанистических джунглях.


Read in English:

After incredibly great 2011 debut this New Zealand trio of drummer, turntablist and vocalist continues to blow up heads of listeners by its crazy music. Tuvan throat singing, heavy guitar riffs, prickly electronic bass and syncopated drum sequences - all this creates unbelievable agile creepy creature, organs and body parts of which combine mechanical and organic parts. Plus melodies seemingly extracted from 8-bit horror games, Giger-like monochrome psychedelia and something that can't be shaped out in words. Music on the edge of genius and epileptic seizure. Stroboscopic nightmare capable of hypnotizing and capturing you into its depths and not leaving until the end, which is unlikely will come, because even after turning off this music you can feel a presence of something overarching or cosmic. Cybernetic bad-trip of modern shaman in the urban jungle.

12 декабря 2013

Stag Hare – Angel Tech


Stag Hare
Angel Tech
Space Slave, 2013

С самого первого знакомства со Stag Hare после выхода его альбома Black Medicine Music этот проект стал для меня эталоном яркого, жизнерадостного дроуна. Музыка, на которую всегда можно положиться. Какими бы не были погодные условия и настроение, Stag Hare всегда приносит с собой тепло, свет и что-то магическое, спиральными потоками вибраций закручивающееся вокруг головы. Впоследствии у меня вошло в привычку называть семейство групп и проектов с лейбла Inner Islands "хиппи-дроуном", ведь это по сути и есть та музыка, которую создавали первые дети цветов, только пропущенная сквозь лесные чащи и морские глубины. Только сейчас в этой музыке не осталось какого-либо выспренного протеста против системы, эмоционального надрыва, только бесконечные мантроподобные медитации, которые создают такое ощущение, будто ты - дерево, которое медленно покачивается на ветру в лучах тропического солнца. А что, собственно, еще требуется?

Учитывая все вышесказанное, эта кассета поначалу удивила произошедшими с музыкой Гаррика переменами - сначала сухие, синтезаторные сэмплы ударных, затем даб-техно трек... Словно диковинное животное по имени stag hare поймали, приручили, и теперь оно живет не диких чащах, что окружают Солт-Лейк-Сити, а в уютном заповеднике. Впрочем, вряд ли это произошло насильно. Скорее всего, тут была замешана любовь - ведь что кроме нее может приручить дикое создание, не прибегая к принуждению? Как бы там ни было, первое удивление достаточно быстро сглаживается по мере того, как музыка обрастает все новыми слоями мхов и лишайников, распуская свежие почки на ветках и слетая лепестками на одетую в зеленые травы землю. Все синтетическое и городское утопает в разрастающихся композициях, в которых медленно меняющиеся мантры и ритмы убаюкивают ум, отпуская воображение на простор нарисованных музыкой пейзажей. Словно пес, сорвавшийся с поводка, фантазия начинает резвиться в этом мире, где голоса детей неотличимы от голосов ангелов, а в воздухе то и дело проступает волшебный перезвон колокольчиков. К концу альбома все становится на свои места и уже не возникает никаких сомнений - перед нами все тот же красочный, искрящийся переливчатыми звуками и образами мир, созданный Stag Hare.

Музыка, которая согревает тело и душу даже посреди суровой русской зимы.

listen / buy
listen at vk

Read in English:

09 декабря 2013

Troum – Mort Aux Vaches: Sen


Troum
Mort Aux Vaches: Sen
Aquarellist, 2013

Когда я говорю, что дует Troum никогда не вызывал у меня особого восторга, многие удивляются - как можно  годами слушать drone ambient и не любить этот во всех отношениях знаковый проект? Что ж, думаю стоит объясниться. Во-первых, мне гораздо больше по душе их предтеча Maeror Tri, которые действительно сделали большой вклад в развитие "темной стороны" дрона, особенно если рассматривать его на контрасте с тем дроуном, что делали в те же 80-е и 90-е их соотечественники Матиас Грассов и Клаус Визе. Во-вторых, если быть по-настоящему дотошным в терминологии (чего я обычно стараюсь избегать) Troum играют отнюдь не чистый дроун, зачастую - вообще не дроун. Их музыка стоит на литосферных плитах старошкольного индастриала, и по мере развития чуть ли не каждого из их альбомов тектонически-медленно движется то в темные эоны ранне-ластмордовского эмбиента, то в гипнотично-цикличную шаманистику :zoviet*france:. Собственно дроун тут выступает не самодостаточным элементом и даже не основой, а лишь густым клеем, с помощь которого германцы ловко заделывают трещины и расселины своих по-настоящему масштабных аудио-ландшафтов. Обилие растянутых мелодий, гулкие резонансы, скупая ритмика упругой перкуссии, которая действует подобно шаманскому бубну - все это есть на данном альбоме и его смело можно рекомендовать любому любителю глубинных погружений в пучины под- и сверх-сознания. Не зря он выдержал несколько переизданий, а теперь еще и прошел ремастеринг стараниями Сергея Булычова (известного также по проекту Kshatriy).

Что ж, одно дело разводить критические беседы, другое дело - слушать музыку отвлекаясь от ожиданий. При очередном прослушивании этого диска ко мне пришла мысль, что мое равнодушие по отношению к проекту скорее всего было вызвано несоответствием между заявленным и содержимым, ведь везде Troum преподносится не иначе как drone, а они, в общем-то, и ответственны за популяризацию этого термина, который пришел на смену расплывчатым определениям ранних композиторов-минималистов. Dream music, continuous sound forms - согласитесь, не самые лучшие определения. Так вот, если альбом послушать без ожиданий и воспринять все, что происходит по мере этих 63 минут как есть, как должное, вся картина радикально меняется. Вообще данная ситуация весьма показательна в плане того, как форма влияет на восприятие содержания и как ярлыки, навешиваемые на музыку, определяют характер ее взаимодействия со слушателем. Что ж, скажу честно, этот альбом по-настоящему сильно и мощно реагирует с теми пластами восприятия, где все написанное выше - не более чем дым у открытого окна. Напористый звук Sen превращает вибрации в ассоциации, пульсации в визуализации, а галлюцинации - в реальность. Иногда его можно потрогать, иногда утонуть в его штормовых волнах. Покоя работ Грассова или пугающей чернухи дарк-эмбиента здесь ждать не стоит. Общение со слушателем идет на уровне символов, настолько расплывчатых, что только опытный психоаналитик мог бы сказать куда именно заносит человеческое существо волнами этой музыки. Самость проходит через различные испытания, очищающие ум и душу от всего липкого и ненужного. Очищение нелегкое, но такое необходимое.

Эта музыка погружает вас в сон, в котором вы понимаете, что спали до сих пор в том мире, что казался явью. И это отнюдь не насквозь материалистичная тягомотина в духе фильма Inception, но сугубо юнгианская, может быть даже гегелевская алхимия тела и души. Темные ландшафты, что ждут света, который принесет никто иной, как сам слушатель, одним своим присутствием вступая в реакцию с миром Sen.

label page
listen at vk.com

Read in English: