26 марта 2014

Aeoga – Temple Treye


Aeoga
Temple Treye
Aural Hypnox, 2014

Read in English

Не знаю, с чем именно связано недавно произошедшее оживление деятельности Aural Hypnox, но эта волна всколыхнула почти все проекты ранее издававшиеся на этой лейбле. Свет увидели записи I.Corax, Arktau Eos и Halo Manash, теперь же дело дошло до еще одного проекта Анти Хаапапуро - Aeoga. Спустя 9 лет мы имеем возможность услышать давнюю фиксацию ритуалов, проведенных в 2006 году самым "холодным" из всех проектов Helixes. Может быть, это лишь моя личная ассоциация, но для моего слуха Aeoga всегда была самым неуютным, бросающим вызов проектом. Астрологический Zoat-Aon, лесной Halo Manash, церемониальный Akratu Eos – и запредельно-холодный, отстраненный от мира людей мир звуков Aeoga. Все эти проекты растут из одного корня, но каждый из них по-своему преломляет свет, направляя лучи сознания в беспроглядную пучину архаики. Это архаика нашей истории в ее философском сечении – это метаисторическое созерцание, медитация на саму сущность человеческой жизни, пропущенная сквозь медленно вращающиеся сферы лунных и планетарных циклов. Aeoga – та грань, где разумное и интуитивное сливаются, трансцендируя в область непосредственного опыта, не поддающегося описанию словами, поэтому следующая после прослушивания этого альбома рефлексия лишь умаляет пережитое. Слова бессильны описать трепетное чувство восторга перед величием раскрывающихся картин.

Музыкально здесь все похоже на предыдущие работы, но выдержано в менее шумном ключе, монолитные плиты дроуна медленно дрейфуют в океане вязкой реверберации, а нашептываемые молитвы и редкая перкуссия очерчивают тени тех образов, что могли быть видимыми лишь тогда, когда человек переставал быть лишь искрой и становился пламенем. Его холодные отблески высвечивают каждую ноту в этом храме звука. Увидеть свое отражение среди них – значит проснуться.

label page
listen at vk




Venn Rain - Questing


Venn Rain
Questing
Sacred Phrases, 2014

Read in English

Первое впечатление от нового  альбома Джимми Билингама было таким же, как и всегда - ласкающие слух звуки медленно текущего эмбиента, характерное для кассетного альбома звучание... Но многое изменилось, стоило мне послушать эту работу несколько раз в наушниках. Поверхностные волны этого разноцветного озера расступились и обнажили полное интересный находок дно - изящные изгибы водорослей, словно причесанные гигантской расческой, улитки и раковины, диковинные рыбы. Этот альбом - словно большой аквариум, в котором мы можем видеть сокровенную жизнь того, что обычно скрыто под поверхностью. И если говорить без иносказаний, то под лоу-файными текстурами этого альбома можно разглядеть рок-музыку, в ее эмбриональном состоянии. Что-то подобное можно было услышать на первом альбоме Labradford, эдакий дроун-рок в обертке из гитарного шума и реверберации.

На данный момент существует несметное число проектов, где дроуны и эмбиенты извлекаются из гитары, но далеко не все из них идут дальше простой обработки гитарного звука несколькими эффектами. Медленно мутирующее полотно, сотканное из узоров гитарных* и синтезаторных петель на этой кассете несет меланхолический отпечаток, но в то же время напоминает о чем-то, что всегда остается где-то впереди. Это музыка не о том, что мы потеряли, а о том, что еще не нашли. Никто не может гарантировать, что на дне всякого озера таится клад, но его поиски могут принести и нечто другое. Так же, как петли звука разворачиваются здесь из микроскопического масштаба до космических протяженностей, так и каждый из нас в поиске чего-то одного всегда находит нечто другое. Возможно, даже более ценное. Главное - не упустить его из виду.

*Джим написал, что вообще-то гитара не использовалась

label page
listen / buy
listen at vk

Asian Women On The Telephone – Любовь и Порядок


Asian Women On The Telephone
Любовь и Порядок
Freak Friendly D.I.Y, 2014

Танцы на отживших свое конструктах цивилизации, деконструкция рока и переодевание электроники. Абсурд на грани с мистикой, сакральное мракобесие на грани с гениальностью. Все, что могло отпочковаться от краутрока и домашней синтезаторной музыки может вместиться в музыке Asian Women On The Telephone, оставив при это еще много места для импровизации, имитации и стимуляции всего, что только можно стимулировать. Типично пост-модернистский, но в то же время безнадежно ретро-футуристичный мир этой музыки строится на основе концертной деятельности, которая, в свою очередь строится из пышного маскарада и чуть ли не ритуального взаимодействия с мозгами и телами слушателей.

В то время как большая часть пост-советского адеграунда дожевывает яркие вспышки гениальности полу-легальных первопроходцев, Asian Women On The Telephone продолжают традиции всех, кто традиции не соблюдал и этим самым создают еще больший беспорядок в том, что вы привыкли называть "картиной мира". Каждый, кто попытается ее для себя сохранить - мало что поймет в этом альбоме, ведь тут чудным образом уживаются масонские заговоры и маргинальный террор. Но если двери открыты - все становится бесконечным. Даже пленка на этой кассете.

label page (vk)
label page (facebook)


India Czajkowska – Mermago


Czajkowska / Latecki / Cierliński
Mermago
OBUH Records, 2010

Индия Чайковская известна в первую очередь благодаря своей активности в среде джазовой музыки - как импровизационной, так и традиционной. Ее концерты в компании коллег проходят не только в Польше, откуда Индия родом, но даже чаще в США и странах Европы. Кроме джаза госпожа Чайковская увлекается эмбиентом и ее сольный альбом издавался на лейбле Стефано Муссо (Alio Die). Также ее по-настоящему магический, в прямом смысле чарующий голос можно услышать на альбоме The Mother And The Enemy польской авангардной группы Lux Occulta и на недавнем релизе трип-хоп продюсера Mirrorman. Весьма широкое поле деятельности, не правда ли?

Этот альбом записан и издан под видом импровизационной джазовой записи, каковой он технически и является. С другой стороны, от того, чтобы мы привыкли слышать под вывеской "джаз" - здесь ничего нет. Это импровизация, абсолютна свободная от любых рамок. Именно поэтому пространство этого альбома с легкостью впитало воздушность сольных вещей Индии, оставив еще немало простора для ее голоса, который, слово песни призраков, то появляется, то исчезает где-то на грани восприятия. Сложно воспринимать его отдельно от музыки, и так же сложно определить источники многих других звуков - это определенно акустические инструменты, но то, что с ними делают музыканты, выходит за рамки воображения. Все это напоминает театр теней, в котором куклы ожили и сами стали задавать сценарий, в то время как кукловод спокойно спит, убаюканный магическим наваждением. В своем сне он видит что-то полузабытое, что-то очень приятное из детства, когда он еще верил, что куклы и правда могут жить своей жизнью...

Стихотворные сплетения случайных постукиваний и полупрозрачных гулов образуют ткань сна, в которую так же легко окунуться, как выйти под дождь посреди ночи, когда все спят. Оставаясь один на один с этой стихией, вы начинаете понимать, что нет разницы между звуком, чувством и ветром. Капля дождя - как возглас поэта; нота флейтиста - как шевеление листьев на ветру. Строчки тают мартовским снегом и остается только музыка, музыка, музыка... Все становится музыкой, а музыка становится безмолвием.

listen at soundcloud
listen at vk

17 марта 2014

Gora Sou – Living XXL


Gora Sou
Living XXL
Noumenal Loom, 2014

Read in English

Все больше нью-эйджа нового поколения (уж простите за тавтологию) попадает в мой проигрыватель, и с каждым альбомом я все больше убеждаюсь, что рано ставить точку в этом направлении. Впрочем, ставить точки в творчестве - удел критиков и историков, но никак не самих музыкантов. Кто-то переиначивает старое, кто-то стремится к новому. Волна лоу-файного дрона пошла на спад и на смену ей пришел "непопсовый" нью-эйдж в новой интерпретации. Никаких рейки и релаксации, только метафизика самого звука. Как намекает само название лейбла, дело мы здесь имеем с чем-то большим, чем декорации для духовных практик. По сути, создание такой музыки - и есть духовная практика. Каждая нота и каждая вибрация отражает те или иные грани создателя.

В случае этой кассеты мы слышим, как выстраиваются кирпичики композиции, как легкие мелодии нанизываются на массивные обертоны и это дает понять, как мыслит человек, как он ощущает окружающий мир. Как кому, но для меня это всегда было одним из самых ценных свойств музыки - возможность взглянуть на мир глазами другого человека. И неважно, понравится мне то, что я увижу или нет, ведь все, что мы видим - лишь блики на поверхности бесконечного океана жизни.

Подобная музыка хороша тем, что не навязывается со своими идеями, не сгущает краски вокруг чего-то одного. Она похожа на книгу, в которой сюжет развивается постольку, поскольку читатель использует свое воображение. Если вы любите фантазировать и каждая необычная мелочь может стать для вас поводом для новой истории - эта музыка для вас.

listen / buy
listen at vk

13 марта 2014

Oliwa – Time Immemorial


Oliwa
Time Immemorial
Inner Islands, 2014

Read in English

После восхитительного прошлогоднего дебюта в составе Puerta del Sol, аргентинский проект Oliwa возвратился к сольному творчеству. Сразу скажу - это синтезаторный эмбиент / нью-эйдж, и если вы ищете что-то более экстраординарное, то, скорее всего, вам не сюда. Эта кассета звучит так, словно ее выпустили лет 30 назад, а не в начале 2014 года. Для кого-то это плохо, для других хорошо - все зависит от того, чего вы хотите от той музыки, которую слушаете. Тем не менее, вне зависимости от своих предпочтений, следует учесть, что есть вещи,  которые не меняются не то чтобы за лет 20 или 50, а испокон веков. Сама человеческая природа и импульсы ею управляющие вряд ли сильно изменились за последние пару тысяч лет. Музыка на этой кассете апеллирует к чему-то неизменному вне человека, как такового. Это нечто вне уровня индивидуальности, и даже не коллективное бессознательное. По ощущениям, это скорее нечто сверхсознательное. Точка схождения перспективы, где сходятся линии всех человеческих судеб.

История нью-эйдж музыки знает немало примеров подобного музицирования, и, по сути, Oliwa весьма напоминает о бессмертном творчестве Iasos, только оформленном в несколько более низкочастотном регистре. Более всего это выражается в открывающей первую сторону треке Ophiuchus, который может напомнить ранние работы Матиаса Грассова. Но дальнейшее течение музыки приносит все больший и больший простор, мелодии появляются и исчезают, но одно остается неизменным - сам поток времени, в котором они существуют. Время становится практически осязаемым, можно заметить как одна секунда перетекает в другую так же легко, как одна веточка вырастает из другой. И это бесконечное ветвление времени мы можем наблюдать в обоих направлениях - как от корня к небесам, так и обратно. Возможно, путешествие по ветвям этого дерева - и есть наша жизнь.

listen / buy
listen at vk


06 марта 2014

Francisco López & Jorge Reyes – UAISCM4:Tlaloc


Francisco López & Jorge Reyes
UAISCM4:Tlaloc
Toracic Tapes, 1991

Франциско Лопез знаменит в первую очередь как создатель абсолютно минималистичной электроники и странноватого саунд-арта. Его записи - нечто едва уловимое на грани слышимости, звук, который обращает на себя внимание скорее своим отсутствием, чем присутствием. Привыкшему к стандартному диапазону частот слушателю порой бывает невдомек, что же там шуршит и повизгивает в колонках, уж не сломалось ли чего? Может быть, это просто помехи в сети? Впрочем, есть у Лопеза и полевые записи, и саундтреки к фильмам, и даже такие уникальные вещи, как эта раритетная кассета. Здесь он помимо привычных электронных девайсов и пленочных петель использует для звукоизвлечения самые обычные камни. Его знаменитый в мире этнической музыки доколумбовой эпохи коллега Рейес играет на самых что ни на есть архаичных инструментах: семена растений, панцирь черепахи, козлиные рога, коконы бабочек (!) и всяческие барабаны и свистульки. Впрочем, все это разнообразие ничуть не выпирает из общего хтонического гудения, созданного Лопезом. Зато общая картина создается невероятная. Мы словно в самом буквальном смысле слышим музыку древности. Она звучит так, будто кассету эту записали сами ацтеки на каким-то чудом попавший к ним из будущего китайский магнитофон.

Посвящен альбом ацтекскому божеству дождя, грома и молнии Тлалоку. Прославился он прежде всего тем, что в честь его имени и дабы избежать засухи, поклонявшиеся ему жрецы приносили в жертву детей возрастом от 1 до 10 лет путем утопления их в озере. Была и другая разновидность этого ритуала - когда детей везли в храм для того, чтобы вырезать их сердца. Если дети по дороге начинали плакать и их слезы орошали землю - это был знак, что засухи не будет. Поклонение Тлалоку восходит к временам задолго до расцвета цивилизации ацтеков, ему поклонялись еще в легендарном Теотиуакане. Многочисленные изображения, изваяния и статуи этого бога сейчас наполняют музеи, а самая большая статуя весом в 168 тонн является гордостью Национального музея антропологии в Мексике. Когда статую только собирались перевозить в музей, местные жители были категорически против, боясь навлечь на себя гнев древнего божества. Архетип этого сурового охранителя душ утопленников пронизывает собой все пантеоны доколумбовой Америки. Это сущность, к величественной энергетике которой можно прикоснуться и сейчас, но лишь с чрезвычайной осторожностью. Словно многотонная статуя, медленно разваливающаяся на куски, музыка этого альбома проводит нас сквозь тысячелетия, ни на секунду не ускользая от пристального взгляда Тлалока, бога с совиными глазами...

download
listen at vk

Ил & Soom – Split


ИЛ / SOOM
Split
Self-released, 2014

Названия групп однозначно намекают на то, чего стоит ожидать на диске (Сум по-украински значит грусть/печаль). Жидкая жижа густеет, падающие с неба камни хлюпают гигантскими кратерами, которые моментально затягиваются, словно гнойные раны на теле планеты. Муть и грязь, отвратительные местности, куда редко ступает нога человека. Больное воображение музыкантов превращает тривиальные для слажда и стоунера риффы в аморфное повизгивание странных птиц с черными глазами. Лучшие годы ВИРЬ и страшные сны Ufomammut. Да, и еще немного прокуренной гари, которая стелется плотной пеленой по всем поверхностям. Поверхностям мутантных ландшафтов, посреди которых можно лишь лежать в ступоре, глядя на покрытое зелено-коричневым фракталом облаков небо...

Это не тот дроун-дум, который позволит расслабленно полежать на волнах низких частот. Это неуютная, тесная, промозглая пещера, в которой темно и скользко. Хочется поскорее выбраться, но то и дело стукаешься головой о камни и в десятый раз обнаруживаешь, что ходишь кругами. Это бесконечная пустошь, небо над которой нависает так низко, что становится теснее, чем в гробу. Каша из льда, грязи и полусгнившего мха. Все сразу, все вместе, словно обретая сознание, лезет в уши и в глотку, заставляя тело дергаться в рвотном спазме и освобождая тем самым ум от привычного комфорта. Привыкли к своему мягкому дивану, приглушенному свету, вечно закрытым окнам и теплому, согревающему знанию о том, что "есть еще пяточка"? А вот фигушки вам, любому расслабону приходит конец. И это никогда не происходит внезапно, вы всегда знаете что будет, но пытаетесь не думать, не знать... Помнится, кто-то говорил об эскапизме в музыку - так вот этот альбом и есть эскапизм, только наоборот - из музыки. Наружу, в привычную реальность со всеми ее реалиями. Впрочем, она ведь прекрасна, не так ли?

listen / download at bandcamp

05 марта 2014

Be Forest – Earthbeat


Be Forest 
Earthbeat
We Were Never Being Boring, 2014

Предыдущий релиз этих итальянцев был холодным и прозрачным, как вода подо льдом лесного озера суровой зимой. Кажется, такую инкарнацию пост-панка принято называть coldwave, и в случае предыдущего альбома, видимо, так и было. Холодные волны, отстраненный вокал... С новой записью приходит весна, солнце ежедневно все больше и больше согревает каждую почку, каждый росток и каждое живое сердце наполняется энергией. Она раскручивается спиралями, вторя ритму согревающейся земли во время дня и замирающим покачиванием ветвей ночью. Утренним инеем и первыми ручьями, первыми порывами теплого ветра, голосами птиц и шепотом трав из под сходящего снега эта музыка струится и льется из динамиков. Подобно свежим ручьям, она несет за собой все старое и высохшее, позавчерашнее и прошлогоднее. Легкими мелодиями и неземным пением она пробуждает в душе самые приятные и теплые мысли. Легкость и свобода царит в широких просторах, что создает этот альбом. Каждая из композиций - словно березовый сок, освежает, радует легкой, ненавязчивой сладостью.

По-настоящему душевная музыка без намека на какой-либо характерный для рок-музыки надрыв. Совершенного органичная и настолько же непосредственная, как песни, которые дети нашептывают во время своих увлеченных игр. Что-то полузабытое, из того времени, когда лучшими друзьями были прячущиеся на лугу мыши и снующие на ветках белки, а птицы могли рассказать немало секретов - им ведь все виднее сверху, не так ли? Музыка, напоминающая о чем-то таком, что было забыто в мерцании экранов, мигании вывесок и бесконечных вереницах автомобильных фар...

Конечно, может быть, на самом деле группа и не считает свою музыку уж такой «органичной», как может показаться из моего описания, но на мой скромный взгляд их музыка никак не ассоциируется с городом или чем-либо урбанистическим. Есть много шугейз-групп, посвятивших свое творчество романтике ночных улиц, вспомнить хотя бы Bowery Electric, The Raveonettes или Sreen Vinyl Image. Но в случае Be Forest мне слышится нечто не просто романтическое и наивное, как это обычно бывает с дрим-поп альбомами, а нечто живое, словно гитарные мелодии имитируют течение лесных ручьев, а барабанщик в прошлой жизни был шаманом в отдаленном сибирском селении. И раз уж речь зашла о разборе музыки по деталям, отдельного внимания заслуживает голос вокалистки. На первый взгляд вполне для жанра типичный, с каждой песней он раскрывается все глубже, и рано или поздно начинаешь понимать, что никакой другой голос здесь не был бы уместен. Возможно, эти песни были подслушаны у самих деревьев во время зимнего сна.

listen / buy at bandcamp
listen at vk

04 марта 2014

Kirill Platonkin & Jarguna – Materia Lucida


Kirill Platonkin & Jarguna
Materia Lucida
Endless Ascent, 2012

Кирилл Платонкин из российского города Благовещенск и Марко Билли из Италии объединили свои умения для создания этого глубоко-медитативного альбома. Пространные бездны эмбиентных ландшафтов и дроновые потоки воздуха, огня и воды - все в мерцающей бликами атмосфере приглушенного света близлежащей звезды. Ландшафты, по которым приглашают нас прогуляться, мало кто мог бы вообразить, да и сами авторы вряд ли имели в голове четкую картину происходящего. Звук навеваемая им картинка все время трансформируются, трепещут словно раскаленный воздух пустынь, меняют очертания, подобно берегам океанов.

Похожее по стилю на Матиаса Грассова полотно звука богато украшено полевыми записями, едва заметными пульсациями ритма и пронизывающими ветрами высокочастотных радиочастот. Словно продуваемая западным ветром ледяная пустошь или застывший в спячке лес - статика композиций здесь лишь кажущаяся, и пристальное прослушивание в наушниках раскрывает богатство деталей, среди которых есть такие, которые определенно заставляют задумать, остановиться на мгновение, и пропуская музыку сквозь себя, изучать одну деталь за другой все более пристально. Словно увлекая нас по фрактальному узору вселенной куда-то вглубь структуры пространства и времени, музыка ни на секунду не остается постоянной - ее гулкая ландшафтность лишь внешне стабильна. Внутри нее течет жизнь, бесконечная и насыщенная - такая же, как и та, в которую мы с вами погружены. В какой-то миг призрачно-воображаемые миры музыкантов перестают быть чем-то галюциногенным и становятся лишь зеркальным искажением того, что происходит вокруг нас ежедневно. Словно взгляд с другой точки зрения, будто бы смена масштаба времени, которое обычно умещается в «оперативной памяти» нашего восприятия. Вместо минут и часов мы начинаем мыслить годами и эпохами. И ощущения даже от самого мельчайшего звука перестают быть случайными - все укладывается в общий узор, становясь частью общекосмической иерархии.

label page / download