30 сентября 2014

SA))m0st'_10: Machinefabriek and more / 26.09.2014, Moscow


SA))m0st'_10
26 сентября, 2014 / Dream Industries Telegraph

Machinefabriek
Rombix
Метро 3
::vtol::
Dvory (Тверь)
Алексей Борисов
Alex Pleninger
Alexander Senko
Tasha Abramova


Последнее время мне все чаще везет на электроакустические концерты, несмотря на то, что дома я подобную музыку слушаю крайне редко. Что, впрочем, и к лучшему - только обладая hi-end оборудованием и терпеливыми соседями можно в полной мере оценить творчество большей части исполнителей данного направления. Что же касается московского фестиваля, организованного сообществами SoundArtist.ru и do_or_die, "соседи" (а точнее - радушные хозяева) Dream Industries Telegraph, судя по всему, сами были только за, да и аппаратура для прослушивания была выбрана более чем удачно - зал украшала мощная акустическая система Ampersound, дополненная несколькими колонками для квадро-звука, в режиме которого выступали несколько участников. Правда, забегая вперед, должен признаться, далеко не все исполнители возможностями системы воспользовались, и только на сете Рутгера Зюйдервельта акустика показала свой потенциал в полной мере (хотя он квадро и не использовал), но об этом чуть позже.


Открывала фестиваль скромная с виду девушка, объявленная как Tasha Abramova - ее сет сразу же заставил перейти от общения с друзьями к непосредственно прослушиванию не только странным, гипнотично замедленным видеорядом, но и весьма приятным звуком. За наслоениями гула при внимательном вслушивании раскрывались целые пласты сюжетов, каждый из которых уводил частичку внимания за собой, так что уже через несколько минут восприятие оказалось в рассредоточенно-опустошенном состоянии, из тишины которого очень интересно было наблюдать, как привычный поток сознания расслаивается вслед за музыкой. Насколько я понял, основные методы работы со звуком у госпожи Абрамовой - зацикливание и положительная обратная связь, однако со множеством меняющихся параметров, так что вся конструкция в целом звучала очень динамично. Что, кстати, составило явный контраст с выступлением следующего участника - Алексея Борисова. Его выступления мне доводилось слышать не раз и обычно они мало чем друг от друга отличались. В этот раз присутствовал незамысловатый видеоряд (серые панорамы из окна поезда), который своей линейностью только подчеркивал статику звука, извлекаемого корифеем шумовой сцены. Достаточно предсказуемый, все время удерживаемый в одном диапазоне громкости шум. По ходу дела пришла на ум фраза "шумовой фастфуд" - и я даже не могу сказать, плохо это или хорошо. Если говорить о сфере питания, то зачастую различные макдачные и сабвейные выручают гораздо лучше утонченных ресторанов, хотя я и не являюсь приверженцем ни тех, ни других (домашняя еда!). Так и продукт творчества Борисова можно расценивать как быстрый способ настроиться на нужную волну и вычистить из головы повседневный мусор, которым атакует прохожих любой из городов.


Собственно, с предельно чистого от любых антропологических факторов звука и начал свой сет следующий участник - Александр Сенько. Скупая геометрия форм на видео и не менее аскетичное звукотворчество на выходе из колонок. Такое впечатление, будто провалился сквозь привычный масштаб существования в какой-то аналог флэтландии, который, однако хитроумно изогнули всевозможными алгоритмами сборки и компактизации. Скрытые измерения звука то и дело просвечивали сквозь мрачное полотно гудящих низов, но так и не проявились достаточно хорошо, чтобы их можно было рассмотреть. Впечатление, аналогичное попыткам разглядеть улиток на дне мутного аквариума - вроде бы что-то красивое там шевелится, но что именно - сказать сложно. Квадра-звук не показал каких-то впечатляющих результатов, вполне возможно, именно из-за перебора с низами - их булькание забивало собой потенциальный объем звучания. Не иначе, как воплощение темной материи в звуке - казалось бы бесконечная вселенная звука, создаваемая Александром оказалась непроглядно темной. Также выступавший в квадро-звуке ::vtol:: наступил поначалу на те же грабли, но по ходу дела все-таки смог от них увернуться, разнообразив абстракный минимализм всевозможными переходами от шума к тишине, варьируя поток частот от микросаунда к обширным пространствам. Звучание было богаче, но принцип абсолютно тот же - абстрактная геометрия пространства-времени, выраженная в звуке с математической точностью, нечеловеческой безэмоциональностью и холодной техногенностью. Думаю, как минимум половина присутствовавших слушателей именно за тем и пришли, так что выступление Дмитрия Морозова можно назвать более чем удачным. Что же касается лично меня, то концерт грозил стать передозировкой цифровыми алгоритмами, если бы не спасительный сет тверского дуэта Dvory.


Внимательный читатель наверное уже заметил, что я отклонился от последовательности в которой выступали участники, но именно так, на мой взгляд вести рассказ удобнее - нелинейно описывая поток впечатлений, роящийся в голове после посещения настолько насыщенного событиями концерта. Так вот, Dvory событийную насыщенность заметно сгладили ровным и приятно расслабляющим дроуном без резких поворотов и неожиданных шумов. Труба с дилеем и дронирующая бесконечный аккорд электрогитара - вот по сути и все, что происходило на поверхности. Но, как известно, дроун требует внимания на уровнях микротональных сдвигов и гармонических дрейфов - вот этого в музыке Дворов было более чем достаточно. Хоть звучание вначале и было несколько резковатым из-за заводившихся микрофонов и надменно зависших между полом и потолком стоячих волн, чем дальше, тем больше все смягчалось, утопая постепенно в вибрациях теплого звукового океана, созданного тверским дуэтом. Полчаса спокойствия в буйстве экспериментаторства - весьма приятный подарок от организаторов. И снова-таки, был на фестивале свой антипод и для Dvory - проект Metro 3 (хронологически выступавший перед ними), отчаянно шумевший всеми располагавшимися у них средствами. В ход шла такая же (вроде бы) труба, но уже в чисто джазово-импровизационной манере, плюс электроника и гитара. В творящемся буйстве частот очевидно прослеживалась увлеченность современным шумовым джазом (что-то в духе Лассе Мархауга, наверное), свободная импровизация и просто нойз, не скованный кроме энтузиазма музыкантов чем-либо еще. Получалось мощно и разнообразно, но совершенно непонятно. Пожалуй, музыканты от своей игры получали гораздо больше удовольствия, чем слушатели. Что для импровизаторства отнюдь не зазорно, так ведь?


К сожалению, на какое-то время мне пришлось отвлечься на бартерно-финансовые махинации с дисками и кассетами, так что выступления Alex Pleninger и Rombix послушать толком не удалось - и, судя по реакции других слушателей, зря. Но, к счастью для тех, кто уже устал, дочитав до этой строчки, я перейду непосредственно к "виновнику торжества", Рутгеру Зюйдервельту, так же широко известному под псевдонимом Machinefabriek. Сразу скажу, за творчеством уважаемого голландца я начал следить года с 2008-го, но далеко не всегда успевал за темпами роста его дискографии, так что судить о развития проекта могу не слишком глубоко. Точно знаю одно - в создании нетривиального дроун-эмбиента Ругеру мало равных, и стиль его работ узнается практически моментально. Свое московское выступление Рутгер эмбиентными полотнами обогатил лишь к концу, большую часть времени получасового сета создавая нечто абсолютно нелинейное, неожиданно красивое и кристально чистое. Вот здесь-то и проявилась в полной мере мощь акустики Ampersound - звук буквально наполнял собой каждый уголок пространства, не превращаясь при этом в вязкую кашу частот. Округлые низы так и хотелось потрогать, настолько осязаемым казался звук. Шумы и потрескивания звучали будто бы прямо в голове, а вибрации пространства ощущались всем телом. При этом не было и следа давящего или "сокрущающего" звука, который любят электронщики, более увлеченные битом и низами. Музыка была весьма телесной, но чрезвычайно комфортной. Подобного эффекта мало кому удается достичь где-либо, кроме собственной вдоль и поперек изученной студии, но для Рутгера новое пространство быстро стало частью композиции. В целом, описывать музыку Machinefabriek словами достаточно сложно, потому как после некоторой точки насыщения мой ум перестал вести какие-либо заметки и анализаторские навыки уступили место простому, по-детски наивному восторгу... А это, очевидно, говорит о многом.

Думаю, сказанного выше достаточно, чтобы понять, что если вы по какой-то причине пропустили это мероприятие, не стоит повторять такую ошибку в будущем, а еще лучше - подписаться на обновления арт-объединений SoundArtist.ru и do_or_die.

событие на фейсбуке
событие вконтакте

19 сентября 2014

Carlton Melton – Live at Hebden Bridge


Carlton Melton
Live at Hebden Bridge
Triangle Sounds, 2014
(tape c83, limited edition of 100)


Read in English

Эта кассета примечательна в первую очередь красивым оформлением, которое уже стало визитной карточной Triangle Sounds - полностью посвященный волшебным грибам и результатам продолжительного с ними общения, этот молодой лейбл выпускает самую разнообразную музыку. Но за красивой оболочкой кроется неизведанная глубина, и 83 минут звучания более чем достаточно, чтобы неоднократно ее исследовать. Первое прослушивание порадовало отличными импровизациями в духе современного психоделического рока (вспомните Sula Basana, White Hills или Eternal Tapestry), во время второго я обнаружил на кассете моменты, которые вполне могли бы прозвучать на какой-нибудь из пластинок Expo '70. Потом оказалось, что поклонники Spacemen 3 тоже могут найти здесь для себя много интересного и тогда я окончательно убедился в том, что этот альбом и правда безграничен. Серьезно - из какого бы контекста психоделической рок-музыки вы к нему не подходили, он каждый раз находит чем удивить! А это ничто иное, как признак действительно качественной работы. Не менее интересно здесь то, что Carlton Melton в принципе не пишут песен и не делают аранжировок - вся их музыка импровизируется и записывается на пленку сразу же, без каких-либо репетиций. Такой подход во многом объясняет безграничность горизонтов, которые может открыть эта скромная кассета, ведь импровизируя, музыкант освобождает в своем сознании пространство для сил более глубинных, чем рациональное мышление. Впрочем, чего тут рассказывать, это ведь прописные истины творчества в любом жанре.

Путешествие по переливам гитарного звучания под плавно меняющиеся ритмы открывает перед воображением целый ряд миров - словно в книге "Обмен Разумов" Роберта Шекли, мы оказываемся вовлечены в калейдоскоп пейзажей и событий, которые в любое другое время показались бы нам абсурдом, сном или хорошим трипом (тут уж кому как нравится). Вместо погружения в мир личных проблем фронтмена (как это обычно бывает в рок-музыке), нам предоставляется выбор, дается простор, открывается новый, прежде невидимый горизонт. По сути, в этом и заключается важная особенность психоделической музыки - она сама по себе расширяет сознание, а не просто рассказывает нам о том, как расширяли его музыканты. Эта невербальная, нетелесная передача опыта работает почти что как телепатия, объединяя каждого из слушателей данного альбома в некую единую сеть, мицелий всеобщего сопереживания. Каждый получает уникальный опыт, но в целом система работает как разум роя, своим движением пронизывая пространство подобно спиральным орбитам звезд в галактиках... Ладно, пожалуй меня начинает заносить слишком далеко. Но, думаю, уже и так понятно - исключительно мощная запись, настойчиво рекомендую!

label page
carltonmeltonmusic.com

18 сентября 2014

Yamaoka – Systematic


Yamaoka
Systematic

Chemical Tapes, 2014
(limited edition tape)

Read in English

Думаю, на данный момент можно с полной уверенностью утверждать, что Япония - страна контрастов. Само собой, я имею в виду музыку, на счет остального судить не берусь. Почти все известные мне электронные музыканты из Японии играют либо чрезвычайно агрессивный, мозговыносящий шум, либо нежнейший и приятнейший для слуха эмбиент и дроун. Думаю, такие имена как Yui Onodera, Saito Koji, Hakobune и Chihei Hatakeyama уже давно известны как эталон мягчайшего, обволакивающего звучания. Проект Yamaoka несомненно входит в эту нишу, но лишь отчасти, ведь кроме мягких перин эмбиента он еще умеет создавать приятные пульсации техно, и на этом поприще история проекта началась еще в середине 90-х. На этой кассете, выпущенной одним из моих любимейших кассетных лейблов, оба компонента соединены весьма органично и ненавязчиво. Пульсация бита создает координату времени, своим отсчетом рассекая пространство звука на небольшие ячейки. В то же время вся конструкция незаметно движется, задавая плавный переход от одного настроения к другому и образуя неделимое целое.

Двойственность восприятия всегда была предметом спора в среде музыки - в то время как одни стремились научить слушателя часами вслушиваться в вариации одной ноты, другие создавали максимально непредсказуемую музыку. В обоих случаях это, само собой, дошло до абсурда, но сама публика по большинству осталась верной чему-то среднему. По мере развития цивилизации, растет уровень вовлечения обычных людей в процесс расширенного восприятия - если еще 20 лет назад мы уставали от трех телешоу в день, то сегодняшний обладатель смартфона поглощает просто невероятное количество информации. Причем, скорее всего это происходит просто от скуки или по привычке. Что же говорить тогда о музыке? По идее, она должна соответствовать общей тенденции - быть мощной и насыщенной событиями. Тем не менее, именно в Японии, стране передовых информационных технологий, мы имеем два вида музыки - один не несет по сути никакой информации, только лишь хаос, деконструкцию любой системы (нойз), в то время как другой настолько беден событиями, что большинству обывателей кажется просто гудением (дроун и эмбиент). Получается, что для многих людей музыка становится убежищем, в котором можно отдохнуть от нарастающего темпа городов, уединиться с собой и своими чувствами. Творчество Yamaoka прекрасно иллюстрирует функционирование такого личного "кокона" - приятно расслабляющий бит вначале понемногу замедляет разогнанное городом восприятие, а следующий за ним эмбиент словно окружает слушателя стеной, превращая наушники в генератор непроницаемого поля, в котором все события уже не кажутся непосредственно на вас воздействующими. И это отнюдь не изоляционизм! Скорее, это позиция стороннего наблюдателя, не вовлекающегося в процесс суетливого бытия - восточная культура этим пронизана от начала до конца. В независимости от религиозных или философских предпочтений, пропитываясь эмбиентом Yamaoka и отвлекаясь от всего внешнего, каждый из нас становится Буддой хотя бы на то время, пока играет этот альбом.

label page
listen / buy


12 сентября 2014

Astral & Shit + Kromeshna ‎– Air Plima


Astral & Shit + Kromeshna
Air Plima
Ostroga, 2014
(limited edition tape, 14 copies)

Более известный среди слушателей сетевых лейблов, проект Вани Гомзикова Astral & Shit нечасто издается на физических носителях, тем более - на кассетах. В то же время, проект заслуженного ветерана российской индустриальной сцены Виталия Маклакова Kromeshna, как правило, выходит в свет только в виде ультра-лимитированных, вручную оформленных изданий, каждое из который по праву может называться небольшим произведением искусства. Сам Виталий кроме многочисленных музыкальных проектов (Light Collapse, Obozdur, 581C) уже не первый год руководит лейблами Ostroga и Heart Shaped Box Prod., так что создание d.i.y. изданий для него не в новинку. Что уж говорить о музыке - чего только не обнаружишь в дискографии проектов Виталия.

В виду всего вышесказанного, понятно почему данная запись звучит скорее как Kromeshna, чем как Astral & Shit - привычных для последнего долгоиграющих бесконечно-протяженных дронов здесь практически нет. Гул присутствует лишь как связующая все детали основа, но прекрасно служит в этой роли для разворачивающегося на двух сторонах кассеты необычного ритуала. Есть в нем и шуршание лесной чащи, и загадочные постукивания, порой кажутся едва слышные голоса, зовущие глубже, в самые непроходимые дебри. Повествование развивается так спокойно, что кажется, будто существам, чью жизнедеятельность запечатлела эта пленка, вообще неизвестно что значит "спешить". Несмотря на органическую подоплеку в пресс-релизе, в самой музыке отчетливо проступают шершавые поверхности изъеденных ржавчиной металлических листов, подземный техногенный гул и изредка врывающиеся в эфир помехи. Картина выходит интригующая и необычная, что-то вроде мира, изображенного в книге Стерлинга Ланье "Путешествие Иеро" - разумные медведи и зубры-телепаты живут бок о бок с людьми посреди бескрайнего канадского леса... И все это после ядерной войны, которая произошла так давно, что о ней практически никто не помнит. И среди этой природолюбивой идиллии в то же время плетет свою паутину тайная секта поклонников техногенного прошлого, выискивающая подземные бункеры со все еще функционирующими компьютерами и "красными кнопками", готовыми в любой момент пробудить от тысячелетнего сна ядерное оружие... Впрочем, катастрофы так и не происходит (как в книге, так и здесь), и альбом продолжает до самого конца таить свои витиеватые загадки для любителей покопаться в разнообразии звуков.

Прекрасная запись, слушать которую следует исключительно ночью, особенно когда лунный свет проникает в комнату, белыми лужами заливая пол и стены, резко вычерчивая контраст света и тьмы. Именно на границе между ними и живет небольшой мирок, так тщательно собранный по ниточке, по стежку, умелыми руками двух уральских музыкантов.

listen / buy

09 сентября 2014

Мира Древо – Острова


Мира Древо
Острова

Zhelezobeton, 2014
(CDR, limited edition of 77)

Туманная тишь предрассветного леса лишь казалась безжизненной - по мере того, как наши шаги становились все осторожнее, тем краше она раскрывалась узорами звуков и запахов. Пьянящий аромат сырой земли и свежевыросших грибов примешивался к сладковатой прелости первых осенних листьев. Блестящие узоры, оставленные улитками на больших листах, словно загадочные вязи древней письменности, пытались рассказать нам некую тайну. Но лес продолжал оставаться бессловесным, каким он был всегда, задолго до впервые посетивших его людей. Вот тишину нарушили первые, еще сонные, крики птиц. Вот зашелестели кустарники поддаваясь чьим-то мохнатым бокам... По приблизившемуся журчанию и плеску воды стало ясно, что впереди нас ждет водоем, его шепот все сильнее выделялся из песни своего небесного побратима - утренней туманной мороси, так и не решившуюся перейти в дождь. Присутствие человека на этом альбоме скрывалось недолго - но его голоса, инструменты и извлекаемые из них мелодии выросли их общей картины так же органично, как мхи покрывают собой старые камни или как волны ласкают песчаный берег. И чем дальше, тем насыщеннее становилось повествование: вот мы уже в лодке, пересекаем озерную гладь, находя ориентир в стелющемся тумане только по бряцающим вдали колокольчикам; затем проступающие очертания острова внезапно пугают своей чернотой, а дальше началось нечто совершенно сверхъестественное - нас опутали сети шепотов и переливов, капли воды на листве превращались в лица, а утреннее солнце оказалось не в силах разогнать туман, который окутывал нас все плотнее...

Только пуская в ход полузабытые заклинания, извлеченные из родовой памяти и детских сказок, можно развеять наваждения, создающиеся затаившимися силами "Островов". Полностью вживаясь в полотна, сотканные проектом Мира Древо, можно прочувствовать интуитивно раскрывающуюся историю этой музыки. В спешке, на ходу, он покажется лишь набором перемежающихся звуков, в то время как Мира Древо своим дебютным альбомом уже доказали, что чего-чего, а поверхностной музыки от них ждать не приходится. На данной записи приняло участие три музыканта, и сделана она "вживую" в знаменитой "Галерее Экспериментального Звука" города Санкт-Петербурга. Звучание акустических инструментов переплелось с полевыми записями, привезенными с Ладожского озера и различными эффектами - от незамысловатого дилея, до витиеватых игр с зацикливанием отдельно выуженных из общего потока звуков. Сферы акустического гула и шероховатые всплески шума удерживаются в пределах "органичного" звучания, нисколько не нарушая природолюбивой красоты альбома. Как можно было уже понять из описания выше, одними пейзажами дело не ограничивается, и ближе к концу диска мы проходим магическое испытание на прочность, стараясь не заблудится в невероятном сгустке образов-наваждений, пытающихся сбить с пути, увести почву из под ног, "обвести вокруг пальца" - как говаривали раньше. Тем не менее, в конце нас ждет "хеппи-энд" - вихри миражей рассеиваются, шепоты духов уступают птичьим трелям, и в завершение мы слышим стихи, из которых понимаем, что день уже на исходе - на озеро спускается ночь, а мы по-прежнему стоим на берегу загадочного острова...

listen / buy
label page

03 сентября 2014

Interview with Kyle Landstra



Interview with Kyle Landstra

Недавно мы пообщались с Кайлом Лэндстра - замечательным мастером синтезаторного эмбиента, который на данный момент проживает в Чикаго. Его музыка резонирует с мощнейшими потоками галактического ветра, и может открывать неожиданные порталы в подсознании внимательного слушателя. В то же время - это очень легкая и расслабляющая медитация, во время которой каждый может узнать что-то новое о себе и окружающем мире. Каждый из альбомов Кайла издавался на самых лучших лейблах кассетного андеграунда - Sonic Meditations, Sacred Phrases, Cosmic Winnetou, Tranquility Tapes, Feathered Coyote Records - и это далеко не полный список! В нашей беседе Кайл рассказал о том, как ему удается создавать такую музыку, о самых лучших условиях для прослушивания дроуна, и о том, что нужно слушать в космических полетах. Приятного чтения!

~~~

Few days ago we had a talk with Kyle Landstra - wonderful master of synth ambience, living in Chicago at the moment. His music resonates with the most powerful streams of galactic wind and may open unexpected portals in the listener's subconsciousness. In the same time - it is really light and blissful meditation, during which everybody can find out something new about himself and the world around. Every Kyle's album was released at the best label of cassette underground - Sonic Meditations, Sacred Phrases, Cosmic Winnetou, Tranquility Tapes, Feathered Coyote Records - to name just a few! In our talk Kyle told us about ways he creates such sound, about proper settings for drone listening and what kind of music should be listened during the space voyages. Enjoy!


Read in English


PiedPaper: Привет Кайл! Как поживаешь? Расскажи нам для начала как ты начал создавать музыку.

Привет Тим, я отлично! Наслаждаюсь тишиной и ночной прохладой, слушаю кассеты. Когда я только узнал об эмбиенте и дроуне, меня поразило в первую очередь то, как эти звуки создавались. Я начал эксперименты со своими товарищами, когда мы решили создавать нечто подобное. Было много разных попыток и я хотел попробовать саму разную музыку, и в процессе понял, что создание такого рода звуков стало очень личным и расслабляющим экспириенсом. Возможность создавать обволакивающие, текучие, ниспадающие волны звука, конструировать некое временное пространство, относящееся именно к настоящему моменту - это очень впечатляло. Выходит так, что я начал играть музыку из любопытства, и вскоре понял, что все это может зайти гораздо глубже, чем просто создание "странных звучков". это нечто вроде создание звукового убежища.

PiedPaper: Насколько я понял, твоя музыка целиком создана на синтезаторах и другом аналоговом оборудовании. Ты когда-нибудь пользовался vst-плагинами раньше? Не знаю, что насчет США, но в России практически все эмбиент-музыканты используют их.

(Смеется) Конечно! Как я уже сказал, было много разных инкарнаций той музыки, которую я создавал в голове и пытался воспроизвести тем или иным способом, это открыло для меня многие двери. До недавнего времени самым центровым девайсом в моем оборудовании была луп-педаль, я использовал ее с бас-гитарой, эффектами и электронным смычком (e-bow), миди-контроллером и vst-плагинами, и только потом - настоящие синтезаторы. Мои первые альбомы на давно почившем сетевом лейбле Wise Owl были целимком записаны на миди-контроллере и vst-шках. Забавно, что работало вес это через крякнутый Fruity Loops и прогонялось через луп-педаль и гитарные эффекты. В то время я все еще искал свое звучание и использовал синтезаторы и другое оборудование на очень рудиментарном уровне. Но я счастлив, что у меня было так мало всего в то время и я смог "найти свой звук" даже с таким минимальным подходом и обрудованием. Записи того периода можно услышать на альбомах "Contemplation through Meditation" и "Mass Solitude".

PiedPaper: Когда ты начинаешь играть, у тебя уже есть какая-то композиция на уме или все приходит интуитивно? Есть ли у тебя какой-то конкретный алгоритм создания музыки?

До того, как начать играть эмбиент в 2007, я уже достаточно долгое время играл в других проектах. Как я уже говорил, луп-педаль была основным инструментом вплоть до прошлого года. Так что играть с ней - это почти целиком импровизация, особенно на записи. Какое-то время я играл полностью импровизированные концерты, но потом решил сделать несколько одноразовых треков, чтобы не так нервничать на концерте, если что-нибудь пойдет не так, как задумывалось. Как только я пришел к этому, композиции, которые я придумывал для следующего концерта стали основой, вокруг которой вращалось все остальное.

После увольнения педали в прошлом году, я решил попробовать себя в секвенсировании и программировании, используя миди для контроля других синтезаторов, это стало абсолютно новым миром в создании музыки для меня. После этого я стал очень дотошно относиться к композиции, вплоть до того, что стал записывать секвенции на нотной бумаге, чтобы не держать всю структуру в голове. Обычно все начинается с конкретного элемента, который я держу в уме, затем я его программирую в трек на моем Ensoniq ESQ-1 и тогда уже двигаюсь дальше. Неважно, какие цели у меня в данный момент, каждый раз все начинается с эксперимента, который потом расцветает.


PiedPaper: Что касается названий альбомов и треков, они приходят до или после записи?

Бывает и так, и так. Иногда идея или фраза приходит и я развиваю композицию на ее основе, а иногда только услышав результат я могу придумать название.

PiedPaper: Я знаю, что ты проводишь звуковые практики-медитации для людей, а что с другими подобными занятиями вроде йоги, рейки или массажа? Многие нью-эйдж музыканты были так или иначе вовлечены в подобную деятельность, но каждый со своим подходом. Твоя музыка мне кажется все-таки более дроновой, но может быть ты можешь рассказать что-нибудь о современном Нью-Эйдж движении в Чикаго?

Я может и хотел, но никогда не пробовал создавать музыку для йоги или массажа, несмотря на то, что знаю много людей из этой сферы. На мой взгляд, здесь меньше внимания на занятия связанные с Нью-Эйдж движением (йога, рейки, массаж, западный или восточный, и т.д.), но больше на сам звук, который их сопровождает. Я встретил много родственных душ здесь, в Чикаго, которые разделяют мои идеалы - создавать музыку, которая помогала бы слушателям глубже погружаться в самих себя и улыбаться Солнцу. По крайней мере, для меня лично, в музыке, которую я создаю есть медитативное свойство для раскрытия временнОго окружения. Эти медитативные качества обнаруживаются как Татхата или "таковость" (непосредственное знание вещей - piedpaper). Эти звуковые пейзажи обволакивают тебя и переносят в то место в твоем сознании, где ты можешь оставаться недвижимым, но продолжать при этом испытывать мириады сенсорных сигналов, наблюдать как движутся твои мысли, как они текут сквозь мозг в поисках своего места. Для меня медитация никогда не была способом "опустошения мыслей", она должна использоваться для достижения Татхаты. В целом, достаточно дать потоку своего сознания переплестись с твоим окружением и течь сквозь него. С подобными мыслями, я нахожу здесь, в Чикаго, достаточно много людей, которые придерживаются такого же концепта в их музыке, и неважно, исповедуют ли они идеи Нью-Эйджа или нет.

PiedPaper: Можешь ли ты описать свои ощущения во время концертных выступлений или на одном из твоих сеансов звуковой медитации? Есть ли какая-то обратная связь от публики, которая влияет на тебя и твою игру?

Несколько раз я устраивал медитации в Каламазу и это было замечательно. Сетап включал в себя одну комнату с кучей одеял и подушек на полу, с дымящимися благовониями и приглушенным светом, где располагались слушатели, в то время как я и диктор, направляющий людей в медитации были в другой комнате. Я просто хотел создать обстановку для того, чтобы люди могли расслабиться и каждый потриповал как следует. Во время игры аудитория не имеет практически никакого значения для меня. Как я уже упоминал, музыка началась для меня в первую очередь как личный опыт, а не попытка чем-то поделиться, так что я до сих пор во время игры на сцене чувствую себя в чем-то вроде пространственно-временного пузыря, где у меня идет свой сюжет и свои пейзажи, надеюсь у каждого слушателя при этом есть такой же. Много разной музыки может быть передано как нарратив, повествование, но свое творчество я вижу как что-то вроде "выбери себе свое собственное приключение". Единственное влияние, которое могут оказать слушатели на меня, это если они будут смотреть на свои веки изнутри лежа на полу - это будет лучшим свидетельством, что я все делаю как надо! (Смеется)

PiedPaper: Если бы тебе предстояло путешествие в один конец в Галактику Андромеды и НАСА разрешили тебе взять с собой альбомы только одного исполнителя, но столько, сколько захочешь - кого бы ты выбрал?

Сложный выбор! так что пусть это будут Клаус Шульце или Стив Роуч. у обоих гигантские дискографии, широкий спектр звучания охватывающий десятилетия, ну и само собой, оба эти исполнителя очень сильно повлияли на меня, как музыканта. У каждого есть собственное "Я помню как первый раз услышал 'Structures from Silence'", так ведь? (Смеется) Я помню свой очень ярко, я не мог поверить в то, что услышал. Даже не знаю, что еще можно было бы взять в космос с собой, если не этот альбом.


PiedPaper: Как ты описываешь свою музыку людям, которые совершенно незнакомы с чем-либо, кроме радио-хитов? Ты когда-нибудь играл для совершенно неподготовленного слушателя? Много ли поклонников эмбиента в Чикаго?

Когда люди узнают, что я играю эмбиент-музыку на синтезаторах, и при этом незнакомы ни с тем, ни с другим, я обычно говорю, что это "расслабляющая музыка без слов и, в основном, без ритма". Однажды я осознал, что гораздо больший эффект от выступления получается, когда я играю для людей, никогда раньше не слышавших эмбиента, потому что для них это что-то очень необычное. Если человек открыт для подобного опыта, и не мыслит слишком узко, само собой. Раньше, когда я жил в Каламазу, там было не так уж много людей, которые слушали эмбиент/дрон/синтезаторную музыку, но им все равно нравились мои выступления. Так что я думаю, если люди "знают на что идут", приходя на мой концерт, но при этом не знают что конкретно будет играть, им, скорее всего, понравится. Как можно не хотеть завернуться в мягкие одеялки теплого дроуна? (Смеется) Да, в Чикаго поклонников эмбиента очень много и так же много и музыкантов. Большой вдох свежего воздуха, особенно для нас с друзьями, с которыми я пришел на эту сцену и которые постоянно вдохновляли меня. Это замечательно - быть в окружении, где эмбиентные концерты проходят постоянно, так что ты постоянно вдохновляешься непосредственно самими музыкнатами и вообще, самой активностью в этой сфере. Это постоянно дает мне энергию на новые творческие поиски и эксперименты.

PiedPaper: Многие мои знакомые исполнители утверждают, что прослушивание хорошего дроуна может быть сравнимо с психоделическим опытом. Что, на твой взгляд, я вляется самым сильным способом изменения сознания - музыка или определенные вещества?

Дума, это очень сильно зависит от того, из каких посылок ты исходишь. То, во что человек подсознательно верит, в том он себя в конце концов и убеждает. Думаю, разные пути могут открывать разные двери, но в конце мы все окажемся в одной и той же комнате.

PiedPaper: Ты когда-нибудь хотел создать саундтрек для фильма? Думаю, я с трудом могу вспомнить хотя бы с десяток фильмов с чисто дроуно-эмбиентным саундтреком... К какого рода фильмам такая музыка могла бы подойти? Кроме "Твин Пикса", конечно.

Да, само собой, я бы очень хотел озвучить какой-нибудь фильм! Или даже видеоигру! В процессе создания треков для моего последнего релиза "Dream Array", я использовал очень похожий подход. Это были треки для инсталляции Нейтана Абеля (Nathan Abel), которые должны были играть на повторе все время, пока шла выставка, которая называлась "West with the Night". Я использовал его картины как ментальный фокус и попробовал создать свободный рассказ, следующий за его сюжетами и его видением выставки. А вообще я никогда не думал о каком-то конкретном фильме, так что думаю здесь я не буду оригинальным - пусть это будет "Metropolis" или какая-нибудь документалка о космосе или природе.

PiedPaper: Можешь напоследок поделиться своими планами на будущие релизы? Также можешь передать кому-нибудь привет и пожелаь что-нибудь.

Скоро выйдет мой сплит с The Original Flowering Earth на лейбле SicSic Tapes и альбом "Dream Array" на Twin Springs Tapes. Также, секретный сплит четырех проектов на BARO Records в следующем году! Также в процессе разные проекты, но пока без конкретных дат. Альбом "Dream Array" уже сейчас можно послушать на моем bandcamp, кроме того, остальные релизы можно скачать бесплатно там же. И не забудьте послушать замечательную запись моего недавнего выступления в Чикаго, где я исполнял пьесы, записанные прошлой зимой!

facebook page
bandcamp
soundcloud
our reviews of kyle's albums

01 сентября 2014

1000schøen & Ab Intra - Split


1000schøen & Ab Intra
Split

Zoharum, 2014

Read in English

Хельге Зиль (тот самый "третий лишний" в некогда успешном проекте Maeror Tri, если что) никогда не обижался на своих товарищей Мартина и Штефана, а сейчас так вообще играет с ними на одной сцене, лелея надежду давних любителей гудельного безумия, что вот они все втроем станут и заиграют "Multiple Personality Disorder". Но нет, кроме 1000schøen за все эти годы Хельге лишь недавно запустил еще один проект VIBRÆ, а с Troum ездит лишь в концертные туры. Причина распада группы была вполне прозаичной - несовпадение музыкальных вкусов и планов на будущее, и теперь, спустя чуть ли не 20 лет мы отчетливо можем понять в чем именно эта разница заключалась. За прошедшие годы Troum обогатили свою дискографию самыми разнообразными работами, исследуя то самые глубокие недра краутрокового наследия, то индустриальный шугейз по образцу своих товарищей Nadja, что уже говорить о тех проектах, которые они издают на своем лейбле - спектр интересов давно расширился за пределы дроуна и темного эмбиента. Тем временем, Хельге напрасно не распылялся и ходить налево-направо себе не позволял, возводя до уровня кристального совершенства свой стиль повествования, сформировавшийся уже к середине 90-х. Создавая с помощью верной электрогитары гулкое пространство, он выводит его из статического до-бытия оживляющими пульсациями приглушенной, но мощной перкуссии, скрежетом и шорохами, бинауральными биениями и долго нарастающими кульминациями. Каждый альбом 1000schøen следует этому паттерну, но каждый раз производит несколько иной эффект. Доведенная до совершенства формула его музыки оказывается многогранной и живой, стоит лишь проникнуть внутрь ее логики, далекой от привычного нам образа мыслей. Это логика символа, мистика чисел и имен, мелодизм небесной геометрии. Самое замечательное, что обычная для ритуального эмбиента оккультная мишура и пафос здесь отсутствуют, уступая место непосредственному опыту запредельного, который пронизывают музыку 1000schøen от начала и до конца. Меньше картинок и слов, больше музыки.

На этом сплите Хельге Зиль посвящает свои аудиальные ритуалы двум стихиям - земле и огню, оставляя воду и воздух Радеку Камински (Radek Kamiński), для которого этот диск - уже третий на лейбле Zoharum. Дронирующие текстуры 1000schøen безвозвратно интровертны, самозациклены и переход от них к трекам Ab Intra оказывается весьма контрастным - мощное и шумное полотно синтезаторного эмбиента слово бы пробуждает вас ото сна, причем не просто трогая за плечо, но сразу же надев скафандр и запустив в открытый космос. Не успеешь продрать глаза, а вокруг уже туманности и кометы, причем все несется с такой скоростью, что звезды вытягиваются в полоски. Впрочем, через какое-то время контраст сглаживается за счет того, что полет оказывается долгим и мощная стена звука из колонок уже не воспринимается так неожиданно. Радек Камински меняет ноты и даже играет незатейливые мелодии, но все утопает в грандиозном грохоте волн этого звукового океана. Свои две стихии Ab Intra раскрывает в масштабном действии - вместо ожидаемых от эмбиент-исполнителя шумов прибоя и вечернего бриза мы оказываемся один на один с штормами, лавинами, смерчами и цунами, которые в итоге оказываются лишь младшими собратьями космических катастроф. По одной из теорий, вода на Земле появилась благодаря кометам, которые в основном из льда и состоят. Слушая треки Ab Intra, легко ощутить себя стоящим где-нибудь на высоком горном кряже, глядя как многокилометровые глыбы из льда и камня разбиваются снопами искр и снежными лавинами об недавно остывшую от вулканического ада Землю...

Завершает второй диск композиция 1000schøen, снова погружая слушателя в дрему архаичного ритуала, полустертые образы которого могут быть найдены лишь в глубинах бессознательного, изучению географии которого, по большому счету, и посвящена вся деятельность Хельге Зиля - и как музыканта, и как художника. Общее впечатления от прослушивания такое, будто прошел некую инициацию и весь мир, и само твое сознание, его воспринимающее несколько изменились. Возможно, есть в этой музыке какая-то сила, прямо-таки принуждающая к дальнейшему развитию мысли, чувства и идей, в ней заложенных. Созидание, вдохновляющее на дальнейшее созидание. Именно это, вероятно и имел в виду Аристотель, говоря об энтелехии, заключенной во всяком бытии. Именно так и называется часть, записанная Ab Intra - Entelecheia, разделенная на пять треков. Творение, в котором заключено и развитие жизни, и ее предназначение, которое от жизни неотделимо. Сквозь разные грани мы можем прикоснуться к нему, и этот релиз предоставляет прекрасную для того возможность.

listen / buy
label page
Концерты 1000schøen, Troum и :zoviet*france: в Москве и СПб.
Interview with 1000schøen