Страницы

5/09/2013

Günter Schlienz – Organ Studies


Günter Schlienz
Organ Studies
Constellation Tatsu, 2013

Read this review in english here

Вчера мне довелось побывать в оперном театре на "Аиде" Джузеппе Верди. Представление замечательное, впечатляющее, зрелищное и весьма насыщенное. Слушая непрекращающиеся переливы музыкальных тем и богатую палитру голосов исполнителей, я подумал о том, насколько же сильно мое сознание погружено в минимализм. Оперные пассажи столь изменчивы и скоротечны, что моему привыкшему к постоянным повторам и монотонному гулу сознанию порой приходилось нелегко. Вы думаете многолетний стаж дрон-эмбиент слушателя никак не влияет на восприятие? Как бы не так! По ходу оперы меня также посетила мысль, что если бы мне пришлось слушать такую музыку каждый день, я бы наверняка вел себя как старенький "Пентиум 2", на котором пытаются запустить HD-видео. И тогда я вспомнил о Гюнтере – ведь он работает звукорежиссером в опере и наверняка знает о подобных испытаниях побольше моего. Человеку свойственно привыкать ко всему, но стоит оставить его наедине, как он сразу же займется тем, к чему душа лежит больше всего. Для Гюнтера таким занятием является долгое и медитативное конструирование аналоговых синтезаторов с последующим исполнением не менее созерцательной музыки на них. Получающиеся в итоге композиции можно смело отнести к академической музыке, но от опер Верди они так же далеки, как Туманность Андромеды от нашей галактики. Гюнтер Шлинц такой же закоренелый минималист, как и я.

В некотором плане Organ Studies звучат намного более минималистично, чем, например, синтезаторные работы Терри Райли. Для кого-то это может стать поводом называть эту музыку пост-минимализмом, но, на мой взгляд, приставка "пост-" лучше всего подходит только к слову "апокалипсис". В данном случае скорее стоит говорить о приставке "пре-", ведь музыка Гюнтера, несмотря на укорененность в минимализме 60-х, имеет уверенно направленный в будущее вектор. Дело не в футуристичности звучания, а в глубинной энергетике этой музыки. Она ощущается на уровне, где эмоции и мысли остаются лишь в виде помех. Это уровень высокой созерцательности, сосредоточенности, в которой нет усилия над собой, а есть лишь неисстребимая жажда познания. Познания не столько мира или себя, но самой взаимосвязи между этими сущностями. Музыка в этом случае является одновременно и инструментом познания и его результатом. Цикл обратной связи раскручивает этот процесс подобно гигантской спирали, расширяя орбиты познания до астрономических масштабов.

Однажды Гюнтер сказал, что его часто спрашивают не увлекается ли он йогой или какими-либо духовными практиками. Но единственная и самая естественная практика для него – пайка монтажных плат, лучшее благовоние – запах разогретой канифоли и олова. В своем увлечении он напоминает мне Кинга Табби, известного любителя дымящегося паяльника и звуковых экспериментов. Такие люди восхищают своей целеустремленностью, а она, как известно, может привести к невероятным открытиям, вся ценность которых станет очевидной лишь спустя некоторое время. Я не буду рассказывать о том, что можно услышать на этом альбоме, скажу лишь, что его обязательно надо услышать.

listen / buy at bandcamp
guenterschlienz.de

Комментариев нет:

Отправить комментарий

что вам думается по сему поводу, господа?