Страницы

8/29/2012

Star Turbine – The sleeping land


Star Turbine
The Sleeping Land
Radiodrone/Dronarivm, 2012

Норвежец Синдре Бьерга (Sindre Bjerga) относится к числу тех музыкантов, дискографию которого страшно начинать слушать и уж тем более не возможно прослушать полностью, ведь по ходу дела он успеет выпустить еще пять альбомов. В современном андеграунде такая продуктивность в порядке вещей. Штамповка, скажете вы и возможно окажетесь правы. Но следует учитывать факт ускорения эволюции, из-за которого уже сейчас произошли значительные изменения в цепочке музыкант - лейбл\интернет - слушатель. Например, вымирающим видом становится долгоиграющий альбом. Оптимальная длительность лонгплея нынче – 40-45 минут, еще более популярны Extended Play, то есть епишки по-простому. Согласитесь, намного практичнее издать пять кассет по 30-45 минут звучания в разных уголках планеты, чем один двухдисковый опус на одном-единственном лейбле. 

Именно так и живет кассетная культура сейчас – никто не штампует релизы просто так, да и вряд ли кто-то зарабатывает на этом реальные деньги. Музыканты вроде Бьерга просто ездят по миру с концертами, общаются, делятся опытом и эмоциями. Из предмета культа музыка стала средой для коммуникации. Не менее важным элементом культуры стала коммуникация между музыкантами. В проекте Star Turbine Бьерга кооперируется с датчанином Клаусом Поульсеном (Claus Poulsen), тоже не новичком в экспериментальной электронике. 

Однажды, будучи студентом университета, придя на лекцию я обнаружил на парте странную брошюру. В ней достаточно наивным языком объяснялась абсолютно бредовая с точки зрения физики теория: мол, Солнце на самом деле – гигантский двигатель на ядерном топливе,  но стоит на месте, потому что все сопла его турбин направлены в разные стороны. То бишь, если турбины солнечные как-то развернуть, то можно запустить Солнце с астрономической скоростью путешествовать куда-то, в другую галактику, например. Для меня так и осталось загадкой, зачем было распространять подобную вещь в среде физиков, где подобная теория заведомо обречена стать посмешищем. Но, тяга к общению, к пониманию, толкает людей и на более безрассудные поступки.

Не знаю, знакома ли эта гипотеза Синдре или его напарнику, но музыка их весьма хорошо подходит для ее иллюстрации. Вакуум, пронизанный мириадами излучений различной интенсивности, простирающийся в бесконечность континуум из света и тьмы, вечная игра на волнах гравитации. Первый трек не кажется таким уж сонным, но чем дальше, тем больше втягиваешься в динамику полета. Саундскейпы нарастают и спадают, пульсации электронного гула пронизывают все окружающее. В идеале можно ощутить себя звездой, гигантским комком плазмы, несущимся сквозь полотно излучений, оставляя за собой разводы на ткани пространства. Если же смотреть на происходящее с малюсенькой планетки, которую за этим солнцем тянет, можно не на шутку испугаться. Но, казалось бы, зачем нестись так далеко, кроме как в надежде встретить "братьев по разуму"? Стремление к коммуникации, снова оно.

Но у нас и так переполненная пришельцами планета, ведь каждый человек по отношению к другому – неисследованный космос, едва размеченная территория. Спящая страна каждого из нас, изображаемая Клаусом и Синдре, может быть как мирным пейзажем (вроде того, что на обложке), а может и оказаться холодным океаном тьмы, полным губительного излучения. Личность балансирует на грани микро- и макрокосмоса, пытаясь связаться с ближним, не потеряв равновесия. Тонкая грань миров проведена на этом альбоме очень изящно, идти по ней требует концентрации и полной расслабленности одновременно. Глядя по сторонам, не забывайте смотреть внутрь себя.

8/26/2012

SiJ – Fragments Of Memories


SiJ
Fragments Of Memories
Petroglyph Music, 2012

Проект, за которым стоит крымчанин Влад Сикач, появился совсем недавно, но настолько активно развивается, что только успевай слушать новые работы. Будучи также создателем нетлейбла GV Sound, Влад пребывает в самой гуще событий мира эмбиент-музыки. Написал вот и подумал, – а ведь еще 3-4 года назад не было никакой эмбиент-сцены, в Украине так точно. Проекты можно было пересчитать на пальцах одной руки, а качество материала оставляло желать лучшего. Теперь же волна многообразия насытила так долго пустовавшее пространство. Благодаря собственно нетлейблам, тематическим сообществам в социальных сетях и таким ресурсам как soundcloud и bandcamp, развитие идет по нарастающей. Как владелец лейбла, Владислав должен в определенном смысле быть примером, не сколько для подражания, но для определения уровня. Поэтому работа кипит и не останавливается: выходят альбомы и совместные записи, ремиксы треков дружественных проектов... Медленная музыка движется очень быстрым темпом, и если еще в начале нулевых выпускать альбом в год было нормально, то сейчас за год-два проекты появляются и исчезают, успев оставить за собой дискографии.

Все, что сказано выше в целом справедливо для любого стиля музыки, темпы растут, но соответственно растут и запросы. Слушатель жаждет впечатлений, свежести, новизны – ведь это то, к чему нас приучили. Но не стоит забывать, что музыка – не соревнование, не спорт и не викторина. Я более чем уверен, что в потоке скачиваемых и мельком прослушиваемых гигабайтов Fragments Of Memories может проскочить незаметно, не оставив даже следа. В нем нет резких звуков, нет ярких деталей, и уж тем более – запоминающихся мелодий. Это эмбиент в самой первоначальной его ипостаси, музыка, которую слышал Брайан Ино на больничной койке, прямое соответствие изначальному смыслу слова ambient в английском. За что я люблю такую музыку и продолжаю слушать регулярно уже немало лет, так это за шанс, который она дает. Возможность, часто упускаемую из виду. Эмбиент – не музыка для развлечения, это пространство, альтернативная обстановка, иной уровень реальности, капсула для путешествия по воображению, портал в подсознание – нужное подчеркните сами.

Если бы SiJ издал этот альбом где-то в Британии в начале 80-х, он навсегда бы остался вписанным в историю стиля. На недолгих 35 минутах альбома есть все, чем удивляли мир основатели как легкого так и темного эмбиента. Вы можете услышать и протяжную отрешенность пейзажей Роберта Рича, вызывающие клаустрофобию гулкие пространства Lustmord и даже меланхолично окрашенную эмоциональность в традициях нордического саундскейпинга. "Фрагменты Воспоминаний" останавливают время, и оставляют слушателя\зрителя\созерцателя один на один с пейзажем, полным нечетких, но изящно подобранных образов. Несмотря на остановку привычной динамики, движение присутствует на неком призрачном уровне – это похоже на движение, которое улавливаешь краем глаза, но оно успевает исчезнуть. Вспоминаются видео-картины, в которых статическое на первый взгляд изображение, замаскированное под краски на холсте, при внимательном рассмотрении обнаруживает множество подвижных деталей: туман клубится, листья в кронах шевелит незаметный ветерок, вдали пролетают птицы, тлеют угли во вчерашнем костре...

Обычно целостное произведение содержит в себе что-то вроде ключа. Это общее впечатление, которое остается после первых прослушиваний и потом становится точкой входа в пространство альбома. Таким образом каждый раз слушатель незаметно подготавливает себя к восприятию. В Fragments Of Memories этот ключ еще нужно найти, так как звуки все время ускользают, их так же невозможно поймать, как клочок тумана. Но полузаросшие тропы и разбросанные на пути знаки рано или поздно приводят к центральному святилищу этого застывшего мира, месту силы, где найдутся и ключ и дверь, которую он открывает. Куда она ведет, вам лучше узнать самим.

bandcamp ~ free download

8/25/2012

Siyanie – Shining of Unity


Siyanie
Shining of Unity
Moonsun productions, 2012

1. Siyanie feat. Kshatriy & Nezmano - Tale of Source
2. Siyanie feat. Nezmano - Sunrise Lullaby
3. Siyanie - Shining Of Unity
4. Siyanie feat. Nezmano - The Heart Of Space


Музыка рождается из воздуха. Все что для этого необходимо – прикосновение гармонии, волевое проявление человеческого существа. В данном случае этим действием становится новая музыкальная ипостась Сергея Ильчука, уже знакомого читателям по проекту Vresnit и закрытому ныне лейблу Vetvei. Смена лейбла и названия более чем оправдана, так как после некоторого затишья Сергей возвращается с музыкой никак не вмещающейся в старые рамки, заручившись при этом поддержкой родственных проектов Kshatriy и Nezmano.

В эволютивном развитии на любом плане природы, будь то психология масс или естественный отбор, соблюдается такое правило: этап количественного роста предваряется избыточностью, сменяется качественным скачком, трансформацией, после которой возобновляется количественный рост на новой уровне. В целом, ничего сложного, мы можем видеть примеры повсюду. Вот был музыкальный стиль, вот он стал востребован, вот он уже популярен, а еще через миг он повсюду и начал надоедать. Но, не успеешь соскучиться, и  новый стиль уже набирает сил, питаясь опытом старых.


Трансформация Vresnit в Siyanie произошла мгновенно для слушателя, но наверняка предварялась сложным периодом в душе создателя. Несмотря на всю психоделично-мистическую глубину медитативных полотен Vresnit, в них всегда присутствовала какая-то тревожность, возможно даже вызов. Силы природы не спешили раскрывать свои секреты первому встречному и неосторожный слушатель рисковал неожиданно оказаться в пучине фрактального шторма, где лесные духи могут и пирожок дать с вишнями, а могут и в болото завести. Впрочем, все это нисколько не уменьшало удовольствия от этих альбомов-приключений – Vjuga.Ljet.Duj или Seed Solar. Архаика и первобытная мистика теперь сменились светлой и кристально чистой атмосферой. Наш сказочный герой (да, творчеству Ильчука всегда была свойственна повествовательность) словно прошел уже все испытания и поднялся к вершинам гор, дабы от деятельности перейти к не-деятельности. Не стоит думать, что вторая подразумевает лень и праздность. Скорее всего это именно тот следующий этап, после качественного перехода. Новый уровень требует нового мышления, новой картины мира, осознавания и внимания к себе.

Легкие, словно самозарождающиеся из ветра и воды звуки переплетены чистейшим звоном и мерцающим ритмом, который также присутствует лишь на грани проявленности. Музыка накатывает волнами, играет бликами, пульсирует в такт дыханию и все время устремляется вдаль. Каждый звук, рождаясь, уходит в бесконечность, откуда он собственно и прибыл. Что есть река? Это не берега и не дно, не рыбы и даже не вода. Река это поток, это символ бесконечного движения и текучести, прямой портал в абсолют, где берега двойственностей смыкаются, а волны перекрываются в бесконечном резонансе. Каждая форма, видимая, ощущаемая, слышимая – является отображением идеи, ее образующей, а результат их контакта с сознанием – непрерывный пульс познавания. Мысль увлечена неспешным, расфокусированным ритмом деревянной перкуссии, эмоция убаюкана нежной песней, воля рассредоточена по бесконечным граням этого сияющего объекта, который уже больше, чем просто музыка.


Гармония, баланс, красота – ключевые образы, которые кристаллизуются мышлением после того, как сознание приходит в себя, возвращаясь к привычному неустанному анализированию. Результат его растворения в этих 57 минутах так сложно облечь в слова по одной простой причине – это музыка сверхнознательного, подсознательного, трансцендентного привычному состояния. Лишь интуиция может подсказать, намекнуть, напомнить, но она бессильна в привычном нам мире фиксаций, где все должно иметь свое место. Точно могу сказать одно – место этого диска на моей полке самое почетное. Его не хочется ставить ребром, ведь это полноценная картина, отображающая суть звучащего наилучшим образом.

Этот образ слияния противоположностей в единое мерцающее-сияющее-пульсирующее нечто становится ключом, который при каждом прослушивании открывает дверь перехода на высшие уровни реальности. Возможно еще рано подводить итоги, но я уже готов назвать этот релиз лучшим эмбиент-альбомом года, потому как его свет и свежесть затмевают и пять последних альбомов Матиаса Грассова, и далеко не всегда удачные недавние работы Alio Die и все остальное слышанное за последнее время. Эта музыка – живой организм-символ, разглядывая-расслушивая хитросплетения которого можно многое осознать внутри себя, найти связи, которые установят гармонии и зададут новые направления для размышлений, ощущений и вдохновения. Сила творчества в действии, самая настоящая магия!

label page
listen at bandcamp
listen at vk.com
soundcloud

8/24/2012

Four Elements – GV Sound netlabel compilation


Four Elements compilation
GV Sound netlabel, 2012

Лейбл GV Sound на данный момент можно назвать одним из самых значимых на территории СНГ. Его релизы объединили огромное количество людей, интересующихся эмбиентом и "вытянули" не один начинающий проект. Придерживаясь строгой политики Creative Commons, GV Sound распространяет музыку не только с помощью bandcamp и соцсетей, но и на rutracker.org – одном из крупнейших торрент-трекеров мира.

На этом более чем обширном сборнике лейбл объединил не только молодых и начинающих, но и, как говорится, состоявшихся музыкантов. Сложно охватить и как-либо описать происходящее, потому как музыки очень много и вся она разная. Общая тематика четырех стихий конечно сообщила некий вектор, но, даже двигаясь в одном направлении, музыканты  предоставили на сборник самые разнообразные треки. Впрочем, чему удивляться, ведь на то эти стихии и есть фундаментальными, основополагающими. Планом каждой из них пронизаны все слои реальности, в каждом событии или явлении есть доминирующая стихия, но есть и следы всех других. Человеческое сознание, будучи вершиной синтеза, "повелителем элементалей", вершиной пирамиды, соединяет и различает стихии, окрашивая кажое свое восприятие в их взаимосвязях. Solve et Coagula, такова формула движения на пути к господству над стихиями, ключ к алхимическому Великому Деланию. Так что в какой-то мере можно считать, что каждый из участников компиляции послужил особым ингредиентом во всеобщей формуле, а компиляция в целом стала квинтэссенцией эмбиент-музыки современного аудио-пространства.

water | earth | air | fire ~ bandcamp stream & download

8/22/2012

Black Eagle Child – Go Around, Again


Black Eagle Child 
Go Around, Again
Under The Spire, 2012

Кажущийся парадокс – минимализм настолько успешен в своей сути, что порождает огромное количество музыки до сих пор. Казалось бы, собрались мудреные композиторы в 60-х да сказали все, а потом понемногу все это записывалию. Многим этот минимализм так насолил, что нашлось немало желающих поставить в минимализме точку после A Rainbow in the Curved Air и Music for 18 Musicians. Как бы не так! Время идет, а не только основатели периодически заявляют чего-то такое эдакое, так ведь еще и молодое поколение вдохновляют. Нет, не стоит думать, что Go Around, Again это академический минимализм. Это даже не синтезаторная лсд-месса по канонам Терри Райли. Этот альбом похож на то, что могло бы выйти если бы Райли сделал ремикс на кантри-мелодию. Или если бы Райха попросили сыграть на гитаре незатейливую мелоди для заставки детской передачи. Дети в восторге хлопают в ладоши и кружатся, родители в ужасе ищут пульт от телевизора... И где-то за кадром хихикает Кен Кизи со своими проказниками.

Нет, снова выходит так, будто на пластинке сплошные вещества и космос. Неправда, нет там ничего подобного. Красивая, приятная слуху и очень добрая музыка – это есть. Монотонные, зацикленные гитарные мелодии, тропическая перкуссия, жужжащие дроуны – это тоже есть, и не до или после, а вместе со всем остальным, одновременно. Звуки закручиваются в спираль, вершина спирали рисует узор, элемент узора вдруг повторяет сам себя несколько миллионов раз, непрерывно уменьшаясь в размерах, что это жужжит? кто-то говорил? откуда вы знаете как меня зовут? нет, благодарю, у меня много фиолетового цвета, мне бы чуть просторного варенья... Там заяц пробежал, или это проводка искрит? Нет, ну так поплыли дальше...

Нет, снова выходит так, будто на пластинке сплошные вещества и космос... Впрочем да, так оно и есть, кто бы мог подумать! Это ведь не академический минимализм, а самый что ни на есть житейский. Прощайте буквы, привет золотая морская волна!

label page
bandcamp