20 мая 2010

Шум и звук, жизнь и энтропия




Извечный дуализм, гармония и хаос.

С одной стороны, можно расценивать звук (в его психоакустическом аспекте), как частный случай шума. С другой - музыкальный звук является архетипом гармонии; чистые тона, обертоны и гармоники несут в себе вложенность, называемую нами гармоничной, кажущейся неким отражением структурированности, и даже некой трансцедентной монадой.


В таком мистико-психологическом видении звука, шум противопоставляется ему, принимая символизм нарастающей энтропии, которую, в свою очередь, еще со времени открытия законов термодинамики, все время демонизируют. Если, помня об инфернальных качествах энтропии, рассмотреть дуализм "шум-звук" в терминах термодинамики, можно прийти к совсем мистичным заключениям в духе "звук - творческая сила, антиэнтропийный процесс". Наука не признает демоничность энтропии, думаю вполне обосновано, зато знает много об антиэнтропийных системах.

Биологическая жизнь - вот подлинный антиэнтропийный механизм. Обратные связи, накопление информации и размножение с передачей этой информации - вот обязательные свойства живого. Можно ли найти их в музыке?

Процесс поиска затруднен тем, что музыка - объект нематериального мира, хоть и существует только в привязке с материальным. Сильно ли я ошибаюсь, аналогизируя дуализмы тело-дух и носитель-музыка?

Если все же музыке (гармоничному звуку, антитезису белого шума) присущи вышеперечисленные качества жизни - что из этого следует?

Розенкрейцеры считали музыку величайшим из искусств, максимально отражающим божественные сущности. Если научно доказать, что музыка - жизнь, открываются абсолютно новые горизонты ее понимания и развития.

2 комментария:

  1. Повикипидорствую.
    [quote]
    Для Живых существ жизнь имеет: обмен веществ, коммуникативность, воспроизведение.
    Ничего такого у музыки нет. Себе подобных она

    Для Живых сущностей: Жизнь — это форма движения материи, в процессе которого осуществляется Развитие Живых сущностей.
    Развитие: полная реализация жизненного цикла, разворачивание Живой сущностью в пространстве и времени этого цикла — заданного общими природными процессами Вселенной или частными видами этих процессов... и т.д.

    Философское определение жизни
    Жизнь — это идеальная форма существования материи, способная случайно (по своему желанию) воздействовать на материю и подстраивать для себя причинно-следственные связи (адаптироваться).
    [/quote]

    Если сравнивать музыку с духом, а носитель - с телом, то, следует заметить, что размножается тело. Носитель музыки - не живое существо, значит, музыка - это не дыхание жизни.

    Можно ли рассматривать музыку как живую сущность?
    Она имеет начало, конец, какую-то структуру, - это система. Даже ограничив шум (хаос) временными рамками (законом), мы получим нойзовый трек (систему).

    Может ли музыка случайно по своему желанию подстраивать окружающее под себя? Вроде бы да, есть же такое понятие, как "атмосфера" - чем не подстройка настроения под музыку? Может ли она себя подстраивать под окружающее? Врят ли. У музыки недостаточно сознания и свободы выбора.

    ОтветитьУдалить
  2. согласен, логично)
    по-видимому как раз невозможность взаимодействия музыки со средой не дает ей быть живой. жизнь всегда выделяет себя из среды засчет создания зоны с течением энтропии в сторону уменьшения (тело, организм, колония)

    ОтветитьУдалить

что вам думается по сему поводу, господа?