Sevastopol, 30.08.2013
Из всех посещенных за последний год концертов, Монофест оказался самым впечатляющим даже не сколько в плане самой музыки, но в плане ее подачи. К формату сцена-зрители все давно привыкли и он продолжает быть доминирующим во многих жанрах любой, даже самой экспериментальной музыки, несмотря на то, что уже давно были опробованы другие способы взаимодействия музыки и слушателя. Имеется в виду формат инсталляции, различные интерактивные и мультимедийные проекты, которые проводились и проводятся по всему миру, но почему-то остаются в рамках исключительно своего, «выставочного» пространства. В первую очередь Монофест порадовал лекцией, проведенной перед выступлениями музыкантов, она оказалась достаточно уютной и познавательной, хоть и рассказывали там в основном о вещах, которые человек интересующийся сам может найти в интернете. Но, как известно рыться в свалке далеко не каждый готов, потому я считаю такой формат лекции более чем необходимым, ведь на ней человек не особо знакомый с музыкой выступавших иностранцев мог не только составить себе впечатление о том, с чем собственно придется иметь дело, но и получить вектор интереса в самые разные области современного искусства.
Вторая очень приятная неожиданность по поводу севастопольского Монофеста – посещаемость. Зная о том, что в Киеве его посетило от силы два десятка человек, было приятно видеть полный зал в не таком уж активном в плане экспериментальной музыки Севастополе. Первыми играли местные ребята под сложнопроизносимым именем Peopalop и это было похоже на долгое вытягивания чертика из коробочки. То, что обычно электронные музыканты выливают на слушателя шумной волной, казалось звучащим из замочной скважины – случайные повороты ручек на небольшой коробочке и затяжные исследования возможностей педали дилея.
Однослойная электроника на границе с лоу-файным нойзом особо отчетливо проявила свою незатейливость, когда севастопольцев на сцене сменили АСТМА – дуэт одного из ведущих российских шумовиков Алексея Борисова и Ольги Носовой. Их звучание оказалось приятно насыщенным электроакустическими хитросплетениями, пронзительной чистоты кристаллами звуковых конструкций, голосами и даже электронным (пусть и весьма абстрактным) битом. Водоворот увлекательный, но сложноанализируемый в виду своей бесконечной подвижности. Короткий сет только упрочнил сложившееся впечатление – музыка дуэта создана не для разбора по полочкам, а скорее для диссоциативного расслоения слушателя и слушаемого в некий абстрактный конгломерат самоорганизующихся структур. Хорошая музыка для сопровождения лекций по термодинамическим процессам и теории хаоса.
АСТМА
Далее последовала достаточно долгая пауза, которая оказалась не технической заминкой, а простым ожиданием момента, когда шум в зале утихнет настолько, чтобы ненавязчивый голос Джона Гжинича (John Grzinich) мог сказать: «Если вы разговариваете, вы не слушаете». После этого половина зала навострила уши, но уровень шума оставался достаточно высоким, так что Джон продолжил: «Если вы не слушаете, вы не слышите»... «Если вы не слышите, вас здесь нет» (Интересная игра слов на английском – If you not hear, you not here). После этих слов, произнесенных тихо и ненавязчиво, словно старинное заклинание, зал погрузился в тишину и в течении нескольких минут формально ничего не происходило. Но фактически происходила весьма важная вещь – каждый из присутствующих осознал, насколько легко каждое его действие может повлиять на хрупкую тишину. Сдавленные покашливания, стыдливый шепот, поскрипывание стульев – вся эта бытовая суета ощущалась особенно остро, и слушатель, осознавший как много на самом деле звуков его окружают ежесекундно, оказался готов к музыке Джона Гжинича. Начавшись с легких шорохов полевых записей и едва заметного гула, она быстро, хоть и плавно наращивала слоистость своей структуры. К протяжным дронам начала примешиваться резонансная картина наложения обертонов, создавая пространство, подобное высокоэнергетичному полю. Ближе к кульминации толща этого потока стала океанической, насыщение достигло космических значений, казалось будто весь зал путешествует сквозь пространство и время на скорости света. В какой-то момент мое восприятие оказалось за гранью любых образов и создалось ощущение безвременности, полной статики, абсолютной пустоты. Это не было резким переходом, это было очевидным следствием бесконечного наращивания мощности звука. Трансценденция, в реальном мире длившаяся, скорее всего, не больше секунды, оказалась вечностью для меня. По-настоящему фантастическое переживание, что-то сродни мистическому опыту полного растворения собственного «Я» в бесконечности...
John Grzinich
Переживать подобное приходится нечасто, поэтому остаток сета Джона для меня прошел в радостном, может быть даже эйфоричном восхищении, которое только усилилось благодаря его манипуляциям со слушателями – он расхаживал между рядами с портативным динамиком, из которого доносились легкие шорохи природных полевых записей, раскладывал в разных местах зала диктофоны, из динамиков которых шумели морские волны и стрекотали насекомые... Все это создавало небывалое ощущение огромного пространства, широко распахнутого мира, где воображение и реальность сливаются в один творческий поток. По-настоящему мощное слияние слушателя со звуком, именно тот случай, когда небольшой зал превращается в инсталляцию, где за несколько десятков минут можно успеть побывать в самых различных уголках Вселенной. Что особенно приятно, это то, что Джон бесконечно влюблен в природу, в музыку трав и насекомых, листьев и веток, дождя и ветра. После любых путешествий он возвращается домой, на залитую солнечным светом поляну позади дома.
Признаюсь, волны щенячьего восторга после перфоманса Гжинича были настолько сильными, что воспринимать что либо еще было сложно, посему выступление Leutenant Caramel и Pacific 231 показалось не более чем хаотичным набором сэмплов. Впрочем, понять конкретную музыку мне не удавалось никогда. Чередование бытовых стуков и скрежетов с голосами людей, звуками города и обрывками музыкальных фраз выглядело абсолютно бессмысленным и даже раздражительно навязчивым. Создавалось впечатление будто кто-то щелкает каналы телевизора в сопровождении городского шума из окна, не особо задумываясь при этом чтО и зачем происходит. Впрочем, ситуация вполне типичная для постмодернистского искусства, удивляться нечему. Непонятно было куда подевалась индустриально-этническая эстетика Pacific 231, которая очень даже вдохновляющим образом была реализована им на работах с Vox Populi! и Rapoon, также и близко не было ничего, напоминающего эмбиент или электроакустику. Впрочем, урбанистическое мракобесие французов наглядно показало контраст между тем, что может создать музыкант, вдохновляясь природыми источниками и что получается у тех, кто слишком много времени провел в исследовательских институтах и профессионально оснащенных студиях.
Pacific 231 + Lieutenant Caramel
Уровень абстракции растет, создавая гигансткий разрыв между музыкальным произведением и его интерпретацией, списывая все на постмодернистское упразднение субъекта, но зияющая пустота остается. Автор надеется, что слушатель сам наполнит ее смыслом, но слушатель слишком перегружен подобными «пустотами», чтобы тратить свое время. В итоге музыка подобного толка становится уделом малочисленных любителей вдумчивого анализа, который сам по себе всегда обеспечивает удовлетворение от прослушивания чего-либо абстрактного, ведь поле действия переносится с музыки в сознание. Где здесь взаимосвязь автора и слушателя, звука и пространства – остается неясным, ведь слишком многое додумывается каждым из участников цепочки «автор-слушатель»...
Говоря о мероприятии в целом хочется отметить высокий уровень организации, приятную обстановку и отличный звук, что несомненно сыграло свою роль. Выступления проектов проходили на должном уровне и каждый показал то, что хотел, и, судя по разговорам публики после концерта, каждый услышал что-то для себя, осознал что-то новое для дальнейшего размышления и осмысления – а это и есть именно те вещи, ради которых современная музыка и существует. Поэтому хочется от всей души поблагодарить организаторов фестиваля за возможность слышать, слушать, узнавать и познавать это здесь, в Украине. А всем, кто мероприятие пропустил, рекомендую не упустить шанс побывать на Монофесте в следующем году.
Слева направао: организатор фестиваля Дмитрий Васильев (IEM Podcast),
Филипп Бланшар (Lieutenant Caramel), Джон Гжинич (Jgrzinich) и Влад Сикач (SiJ).
Филипп Бланшар (Lieutenant Caramel), Джон Гжинич (Jgrzinich) и Влад Сикач (SiJ).
Спасибо за интересный репортаж, очень приятно, что событие имело резонанс!
ОтветитьУдалить