7/15/2019

Ellen Arkbro — CHORDS


Ellen Arkbro
CHORDS
Subtext Recorings, 2017

Раз уж мы несколько раз уделяли внимание Kali Malone, будет преступлением не вспомнить Эллен Аркбро — её коллегу и соратницу по так называемому "Стокгольмскому дроун-сообществу" (Stockholm Drone Society), образованному студентами Royal College of Music резидентами студий EMS и просто энтузиастами дроун-музыки. Эллен (которой еще нет 30) начинала как электронный музыкант, работая с алгоритмическими композициями в программах вроде SupeCollider, также играла (и играет) на электрогитаре, но обстоятельства сложились так, что ее первая работа оказалась чисто акустической — для церковного органа и духовых. Далее было плотное сотрудничество с Кали на многих изданиях её лейбла XKatedral, в том числе и на крайнем релизе самой Малоне.

Для своего нового произведения Эллен выбрала снова-таки орган, но если на первом альбоме он был вполне живым и эмоциональным (несмотря на нестандартную настройку), здесь он звучит уже настолько чуждо, что кажется каким-то древним динозавром-синтезатором. Весь первый трек это мощный поток гармонических взаимодействий, которые происходят отдельными кластерами — как написал Pitchfork, "она словно взвешивает куски мяса". Меткое наблюдение, но все же хочется отметить другое, о чем сама Эллен говорит в пресс-релизе к альбому — что эта музыка происходит скорее в пространстве, чем во времени. Что, впрочем относится к любому хорошему дроуну и давно было отмечено еще "отцами-основателями" жанра.

Но она права и этот вопрос не потерял актуальности. Если развитие во времени даёт повод модным изданиям сравнивать её с мясником, то рассматривая этот звук в пространстве мы получим совершенну иную картину. Причем, каждый раз новую! В зависимости от воспроизводящей системы, конфигурации динамиков в комнате, громкости, материала стен, вашего распроложения в комнате, даже положения вашей головы относительно источника звука и многих-многих других факторов будет зависеть воспринятая картина. Как известно, для дроун-композитора малейшее изменение в звуке уже является чуть ли не "ремиксом" или целиком новой версией композиции, так что вполне можно догадаться, насколько Эллен глубоко в это забралась.

По сути, здесь мы уже имеем дело с психоакустикой, поэтому музыка сама по себе уже не существует от отрыве от контекста её прослушивания, и, делая на это ставку, автор превращает каждое прослушивание своего альбома в исполнение его партитуры, или даже инсталляцию. Что ж, имеет полное на это право, даже если инсталляция эта будет всего лишь в пространстве между вашими ушами и амбушюрами ваших наушников. Это тоже пространство, и исследуя его, мы также можете кое-что узнать и о времени. Например, то, что не так уж они и различны.

listen / support

www.ellenarkbro.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий

что вам думается по сему поводу, господа?