12 октября 2016

ProtoU — Khmaoch


ProtoU
Khmaoch
Cryo Chamber, 2016

Лавкрафтовская эпопея под знаменами Cryo Chamber достигла невероятного размаха за последние пару лет, активно раскрывая все новые и новые грани такого, казалось бы уже давно протухшего стиля, как дарк эмбиент. Уровень вовлечения Саймона Хита в ведение лейбла заслужавает уважения — строгое следование эстетике и концепции, тщательный подбор артистов и грамотная раскрутка... Впору говорить уже не просто о делах земных, а действительном служении целой группы людей эгрегору "ктулхианства", некогда созданному простым, казалось бы, писателем. Как известно, любой эгрегор вознаграждает человека за служение давая тому энергию, не свойственную привычному плану деятельности человека, которая воспринимается как "снизошедшая свыше", попросту говоря — вдохновение. Именно оно может наполнить любой, даже самый клишированный стиль музыкального творчества хотя бы каким-то содержанием. Ведь кто уже только не эксплуатировал лавкрафтовские образы, сколько сутулых лэптопщиков посвящали свои гуделки великому и ужасному Ктулху — но именно у артистов Cryo Chamber это и правда получается эффектно. Впрочем, тут нет ничего удивительного, если вспомнить, что всякий эгрегор есть продукт коллективной концентрации определенного типа энергии на целостном образе. Ключевое слово — коллективной. Можете назвать это музыкальной сектой, если пожелаете, и в этом тоже не будет ничего нового, ведь мир мрачно-ритуальной музыки породил уже немало таких "кружков по интересам": от Helixes Collective до Les Légions Noires.

Проект киевлянки ProtoU был мною выбран для рецензии во многом из-за того, что он заметно выделяется словно белая ворона на фоне остального каталога лейбла. Даже не сколько музыкой — она здесь выполнена по всем канонам дарк-эстетики в общем, и самого лейбла в частности: приглушенные постукивания, гулкие саундскейпы, вездесущая реверберация и питч-шифтинг всех звуков на пару октав вниз. Но все же есть у ProtoU отличительная черта, которая кроется за поверхностным впечатлением, и как бы Саймон не пытался вписать ее в общую вселенную своего детища, кое-что, на мой взгляд, от него ускользает. Хоть в прес-релизе к альбому и говорится насчет "enlightening experience", музыка Саши далека от восточного эзотеризма. Да, она таит в себе очень много света, который то и дело пробивается сквозь проржавевшие, отжившие свой век громоздкие конструкты темной пост-индустриальщины, — но в то же время полна затаенной грусти, какой-то практически неземной меланхолии. Возможно, это тоска по никак не наступающему Золотому Веку, когда Кали-Юга наконец-то выпустит человечество из своих душных объятий; возможно это что-то более личное, так или иначе просачивающееся в творческом процессе.

В этом есть много красоты, изящной женственности, настолько чуткой и хрупкой, что для нее не осталось в нашем мире места. Среди блестящих стеклом городских центров и ржавых промзон на окраинах цивилизации такие вещи давно стали атавизмом. Быть может, им предстоит возродиться, а эти проблески намекают на очередной поворот истории — и нас ждет новая эпоха романтики и чувственности, подобная той, что была в конце XIX века. Кто знает? На данный момент только еще нетронутая человеком природа может напомнить об этом. А разросшийся ктулхианский миф — лишь символическое лицо нашего архаичного прошлого и полного видоизменившихся, но все тех же, по сути, подсознательных страхов настоящего. Будет ли он побежден и спасет ли мир красота по завету другого классика литературы — покажет только время.

listen / buy

Комментариев нет:

Отправить комментарий

что вам думается по сему поводу, господа?