Страницы

9/18/2014

Yamaoka – Systematic


Yamaoka
Systematic

Chemical Tapes, 2014
(limited edition tape)

Read in English

Думаю, на данный момент можно с полной уверенностью утверждать, что Япония - страна контрастов. Само собой, я имею в виду музыку, на счет остального судить не берусь. Почти все известные мне электронные музыканты из Японии играют либо чрезвычайно агрессивный, мозговыносящий шум, либо нежнейший и приятнейший для слуха эмбиент и дроун. Думаю, такие имена как Yui Onodera, Saito Koji, Hakobune и Chihei Hatakeyama уже давно известны как эталон мягчайшего, обволакивающего звучания. Проект Yamaoka несомненно входит в эту нишу, но лишь отчасти, ведь кроме мягких перин эмбиента он еще умеет создавать приятные пульсации техно, и на этом поприще история проекта началась еще в середине 90-х. На этой кассете, выпущенной одним из моих любимейших кассетных лейблов, оба компонента соединены весьма органично и ненавязчиво. Пульсация бита создает координату времени, своим отсчетом рассекая пространство звука на небольшие ячейки. В то же время вся конструкция незаметно движется, задавая плавный переход от одного настроения к другому и образуя неделимое целое.

Двойственность восприятия всегда была предметом спора в среде музыки - в то время как одни стремились научить слушателя часами вслушиваться в вариации одной ноты, другие создавали максимально непредсказуемую музыку. В обоих случаях это, само собой, дошло до абсурда, но сама публика по большинству осталась верной чему-то среднему. По мере развития цивилизации, растет уровень вовлечения обычных людей в процесс расширенного восприятия - если еще 20 лет назад мы уставали от трех телешоу в день, то сегодняшний обладатель смартфона поглощает просто невероятное количество информации. Причем, скорее всего это происходит просто от скуки или по привычке. Что же говорить тогда о музыке? По идее, она должна соответствовать общей тенденции - быть мощной и насыщенной событиями. Тем не менее, именно в Японии, стране передовых информационных технологий, мы имеем два вида музыки - один не несет по сути никакой информации, только лишь хаос, деконструкцию любой системы (нойз), в то время как другой настолько беден событиями, что большинству обывателей кажется просто гудением (дроун и эмбиент). Получается, что для многих людей музыка становится убежищем, в котором можно отдохнуть от нарастающего темпа городов, уединиться с собой и своими чувствами. Творчество Yamaoka прекрасно иллюстрирует функционирование такого личного "кокона" - приятно расслабляющий бит вначале понемногу замедляет разогнанное городом восприятие, а следующий за ним эмбиент словно окружает слушателя стеной, превращая наушники в генератор непроницаемого поля, в котором все события уже не кажутся непосредственно на вас воздействующими. И это отнюдь не изоляционизм! Скорее, это позиция стороннего наблюдателя, не вовлекающегося в процесс суетливого бытия - восточная культура этим пронизана от начала до конца. В независимости от религиозных или философских предпочтений, пропитываясь эмбиентом Yamaoka и отвлекаясь от всего внешнего, каждый из нас становится Буддой хотя бы на то время, пока играет этот альбом.

label page
listen / buy


Комментариев нет:

Отправить комментарий

что вам думается по сему поводу, господа?