Страницы

4/12/2015

Helicalin — To James


Helicalin
To James

Minus Silence, 2014

Сразу оговорюсь, что альбомы с хорошо продуманной тематикой всегда впечатляют меня больше, чем "антайтледы". Я не говорю, что у музыки должна быть какая-то история, некая подоплека - это было бы равносильно утверждению, что музыка не является самодостаточной. Но, как вещь в себе, звук всегда потенциально может породить бесконечность образов, и все будет зависеть от условий прослушивания: настроение, жизненный опыт самого слушателя, обстановка, оборудование, даже банально громкость или режим выключателя лампы вкл. / выкл. - все это неизбежно накладывает отпечаток на восприятие. Кто-то идет по пути абстракции и создает дистиллированный постмодернистский продукт - музыку, свободную для любый интерпретаций. Кто-то же рискует ограничить слушателя в полете воображения, привязав его внимание к конкретным образам, идеям и задумкам. Нельзя сказать что в данном случае плохо, а что хорошо, но можно быть твердо уверенным, что если уж автор пошел на то, чтобы сделать свой релиз "концептуальным", как это принято говорить, то у него были на то веские причины. Если человеку нечего сказать, он и не скажет, а даже если и попытается сделать умный вид и навести видимость "концептуальности" на свое творение, попытка вряд ли будет засчитана опытными и чуткими слушателями.

Этот альбом открывается медленно разрастающейся панорамой шумного дроуна, детализация событий внутри которого нарастает с каждой минутой. Технически сделанный весьма грамотно, трек все-таки создает лишь базовое настроение, необходимое для дальнейшего погружения. Гораздо больше, чем звук, привлекает внимание вопрос, вынесенный в заглавие трека: "Что ты наделал, Джеймс?". Невольно начинаешь раздумывать, кому мог бы этот альбом быть посвящен, что же такого мог сделать Джеймс и чем все закончится. Весьма смелый, прямо таки киношный ход. Дальше музыка еще больше расширяется, приобретает шагающий ритм за счет ненавязчивой техно-пульсации, утопленной в волнах приятно зашумленного звука... Но образ некой трагедии, пусть даже и абстрактной, продолжает висеть в пространстве. Мы можем так и не узнать самих событий и обстоятельств, но настроение, ощущения, которые переживает герой повествования передаются очень реалистично. В какой-то момент от всего происходящего начинает кружиться голова и мы словно оказываемся на грани умопомешательства. Это та грань, к краю которой, вероятно, подходят убийцы в последние минуты перед казнью. Та черта, на которой балансирует человек, познавший в жизни нечто большее, чем вялотекущая обыденность. Это безусловно острые, но в то же время сильно ранящие ощущения. Нельзя сказать, что альбом приводит нас к какому-то шизофреническому хоррору, как это любят делать дарк-эмбиент продюсеры. Кульминация наступает в холодных, тихих и отстраненных волнах третьего трека, за время которого общее ощущение диссоциативного безумия (или даже лучше сказать "без-умия") нарастает до той степени, когда опыт слушания перестает быть чисто наблюдательным и становится опытом соучастия. Уже благодаря этому моменту альбом заслуживает наивысшей похвалы.

Приняв смертельную дозу снотворного в последней композиции и окончательно умерев для мира этого альбома мы возвращаемся в свое собственное существование уже несколько другими... В этом заключается великая сила музыки - дать возможность пережить то, чего с вами может никогда не произойти. Это похоже на воспоминание прошлых жизней в регрессивном гипнозе или на странный, долгий и вроде бы логичный сон, в котором ты проживаешь жизнь какого-то совершенно другого человека, даже не помня о том, что где-то спит еще одно твое "я". Может быть, все наши жизни - такие сны? Почему же тогда не переходить из одного в другой, зачем все время оставаться в одной и той же иллюзии? Концептуальность музыки в данном случае явно пошла альбому на пользу. А вот будет ли полезен вам опыт, вынесенный из его прослушивания? Это уже зависит лишь от того, насколько серьезно вы готовы все это воспринять.

listen / download

Комментариев нет:

Отправить комментарий

что вам думается по сему поводу, господа?