11/21/2017
SiJ & Sergey Gabbasov – Zhang Zhung
SiJ & Sergey Gabbasov
Zhang Zhung
Gterma, 2015
Не Пхурпой единой, как говорится, земля русская воспевает хвалы древним божествам Гималайских гор. Уже давно ушедший от электронной музыки в этнографические исследования и путешествия Сергей Габбасов (Bardo, Vazhes) собрал немало полевых записей в своих поездках по Азии, особое место среди которых заняли скитания по стране Шанг-Шунг — бывшему тибетскому королевству, родине религии Бон, существование которого официальная наука датирует 5-6 веками до нашей эры, чтобы передать их на "переосмысление" севастопольскому проекту SiJ, дабы получить в итоге данное издание на шведском лейбле GTERMA, в каталоге которого уже немало подобного отнюдь не востребованного массовой культурой материала.
На самом деле, под словом Бон кроется несколько различных "религий", одни из которых являются школами буддизма, другие — его смешением с дорелигиозными шаманскими практиками, третьи — чисто архаичной, «колдовской» практикой, близкой по духу индийским капаликам. Благодаря популяризации «мрачно-романтичного» аспекта именно последней разновидности Бон такими проектами как Zero Kama, Lustmord, Hybryds и прочими деятелями пост-индустриальной сцены (инcтрументы из человеческий костей), за традицией закрепилась репутация культа смерти или попросту «чёрной магии», что, очевидно упрощает положение вещей до карикатурности. Но, как уже можно догадаться из сказанного выше, изначальная традиция всегда гораздо шире и глубже, чем ее интерпретации. Особенно, когда речь идет об интерпретации восточной традиции западом. Как тут избежать превращения в карго-культ и очередную тематическую начинку для эзотерических магазинов? Тем не менее, живая традиция всегда больше, чем сумма ее составляющих, а Бон, как ни странно, все еще живет — причем, быть может, как раз за счет своей универсальности и приспособляемости, подобно тому, как языческие традиции славян продолжают жить внутри христианских праздников.
В свете всего вышесказанного, еще один альбом на эту тематику (еще и в дроун-эмбиентном звучании) непременно интригует, но и обязательно настораживает. Благо, и создатели, в лице Сергея Габбасова и севастопольского эмбиент-продюсера Владислава Сикача, и издатель диска Йохан Ренн (насколько мне известно, не меньше, чем Габбасов, изъездивший Гималаи в поисках осколков Шанг-Шунга), искренне постарались не прилагать к альбому никаких описаний в духе «музыка для просветления», либо (наоборот) «музыка на человеческих костях» и подали материал в практически этнографическом ключе — пресс-релиз рассказывает о прошлом Тибета, а обильно снабженный фотографиями из поездок Йохана 16-страничный буклет живописует местную природу и образчики изобразительного искусства буддистских храмов. Два длиннющих трека — сами как путешествие с рюкзаком за плечами. Поначалу слушателя окружают то самое горловое пение и грохот церемониальных инструментов под стирающий ощущение времени турбулентный дроун, но к второй части флейта и вкрапления природных звуков уводят нас все дальше от цивилизации, сначала к пейзажам пасторальным, а потом и вовсе диким. Пустынные, каменистые склоны гор, ярко освещенные палящим солнцем, бездонная синева неба, вонзающийся копьем воздух в утомленных долгим подъемом легких... Именно вторая часть, по сути, и раскрывает посыл альбома — пусть и исторически и этнографически заряженный, этот диск оказывается прекрасным образцом того самого "природолюбивого" "ритуал-эмбиента", который не так уж и давно пришел на смену эмбиенту индустриальному. Если последний разбивал остатки сознания, вымученного индустриальной цивилизацией, пронзительными трелями флейт из человеческих костей и утрамбовывал агрессивной электроникой и нойзом, то этот новый, "переродившийся" ритуальный эмбиент словно бы возвращает утомленных городом иерофантов в лоно природы. Выйдя из полумрака своих храмов и сбросив церемониальные облачения, они вспоминают то, откуда все это начиналось. Яркое солнце. Бездонное синее небо. Резко очерченные силуэты гор. Пение ветра и шепот воды...
listen
support
9/13/2017
Pandelindio — Spirits of Valtellina
Pandelindio
Spirits of Valtellina
Novitic Industries, 2017
Несмотря на обилие акустических инструментов, всячески пригодных, а порой изначально и задуманных для исполнения дроун-музыки, в мире не так уж много исполнителей, создающих дроун в акустическом исполнении. Конечно, можно сказать, что это все давно пройденный этап, и что гораздо интереснее выстраивать поверх дроуна какие-то более мелодичные вещи — как это часто бывает в нью-эйдже, фолке, да и вообще чуть ли не в любом жанре музыки. С веками (или тысячелетиями?) гула в музыке становилось все меньше, и, наверное, только индийская традиция сохранила бережное отношение к нему. Все звуки появляются из дроуна. Он, словно океан первозданной энергии, содержит любой звук. Мелодия — лишь мимолетный всплеск, рябь на поверхности, но она может отразить некоторые внутренние процессы внутри этого непознанного звукового простора. Повторение мелодических фраз и игра обертонов так же естественны для музыки, как журчание для воды. Дроун — это стебель, на котором должны распуститься цветы... И на данном альбоме это происходит раз за разом — так же естественно, как в весеннем саду. Так же непосредственно, как стекает ручей по камням. Волшебники из Pandelindio познают естественный ход вещей через музыку и дарят нам свое восхищение, которое невозможно не разделить!
listen / support
8/15/2017
Moljebka Pvlse — Discourse On Lightness
Moljebka Pvlse
Discourse On Lightness
Reverse Alignment, 2017
Вы могли неоднократно слышать Moljebka Pvlse в контексте мрачного эмбиента и тяжелого, тектонического гула — эти вещи у Матиаса Йозефсона всегда получались замечательно. Но, то ли время такое, то ли настроение выпало, но этот альбом открывается 24-минутным эпиком, который звучит как неизданная работа Фила Ниблока. Светлый, насыщенный поток звенящих резонансов, тот самый минимализм, который только кажется минимальным, на деле заполняя собой весь спектр звука, создавая всевозможные завитки и сплетения гармоник — по-настоящему психоделическая музыка, на мой взгляд! Погрузиться в такое без оглядки, плыть на волнах пульсирующих низов и загорать в лучах сияющего высокочастотного узора. А похожий на приглушенный стрекот цикад шум на заднем плане только добавляет этой фантазии глубины. Вот уж действительно — История Левитации! Под такой трек того и гляди поднимешься на полметра над диваном и заметишь это только когда музыка растает в воздухе и даст начало следующей композиции. Вторая вещь уже вернется к более привычному звучанию Матиаса, но и в ней таится скрытый свет — как густая тень деревьев появляется только от яркого света солнца... Финальная же вещь продолжит путешествие где-то еще, где-то за пределами привычных дня и ночи, все более и более абстрактными формами гипнотизируя разыгравшееся воображение. Поток прозрачного гула, рассекаемый постукиванием струн, будто бы сам ветер играет на них. Плавно взлетающие и исчезающие вдали стаи резонансов, так и остающиеся на периферии слуха. Словно музыка только-только зарождается, словно ветер и музыкальные инструменты сами пытаются создать музыку, пока человек не слышит.
listen / buy
8/02/2017
Solar Ocean — Melting Morning
Solar Ocean
Melting Morning
still*sleep, 2015
Часто бывает так, что музыка, хоть и вызывает немало образов и впечатлений во время прослушивания, в итоге убаюкивает сознание так, что становится не в силах что-либо о ней написать. За два года, прошедшие с момента выхода этого альбома, он прочно засел в моем магнитофоне — причем благодаря щедрости автора, приславшего диск, иначе альбом наверняка бы затерялся в тоннах мр3, которыми до отказа забит мой многостарадальный лэптоп. И раз за разом, погружаясь в недра этой неспешной, действительно летней музыки я обещаю себе поделиться ей... Но волны солнечной неги и послеполуденной лени неизменно делают свое дело. Мягкие, невесомые линии плавно скользящего звука сменяются слегка психоделической вязью ревербераций, которые словно долетают в мою комнату из далекой галактики, проходя при этом не только через астрономические объемы пустоты, атмосферу и облака, но и под конец рассеиваются сквозь листья деревьев — в точности так же, как это делает солнечный свет. Обложка диска в данном случае очень уместна, а, быть может, именно она и запускает эту ассоциацию... В любом случае, альбом легко слушается и с удовольствием ставится на повтор — несмотря на минималистичность звучания в духе Celer или Hakobune, музыке удается присутствовать на периферии внимания, нисколько не надоедая. В общем, как это и должно быть по определению эмбиентного жанра. Тихий, умиротворенный импрессионизм в звуке, картина, написанная траекторией пера, падающего с дерева на ярко-зеленую лужайку, усыпанную огоньками полевых цветов...
«Посвящение одному раннему утру Июля. Огромное спасибо Сергею Суховику — за издание альбома, и за ту поддержку, которую он мне оказал. Без него ничего этого бы не произошло»
— solar ocean
listen / support
7/28/2017
Nadja — Stripped
Nadja
Stripped
Broken Spine Prod., 2017
В последнее время Эйдан и Лия вырускают не так много релизов, как в былые времена, да и, в общем-то, ждать чего-то сверхъестественного от них уже и не получается. Кажется, все, что можно было выжать из их фирменного звучания, уже выжато, а эксперименты с грайндкором, хип-хопом и прочими "авангардными" заморочками на коллаборациях прошли как-то без особого успеха, не более чем занятными развлекухами, какими был, например альбом каверов на всевозможные хиты от A-ha до Slayer. Но все-таки Эйдан попытался привнести еще одно измерение в музыку своего детища — на этом альбоме звучат давно проверенные хиты Nadja в, что называется, unplugged варианте. Получилось вполне мило, гипнотично и залипательно, в лучших традициях сольников самого Эйдана. Надя без дисторшна — эдакий дроун-фолк или дроун-рок по образцу пионеров направления Ladradford. В то же время то и дело напрашиваются ассоциации с так называемым "слоукором" Low, которые, к слову, недавно наоборот ушли в дроун, устроив в прошлом году культурный шок для слушателей, пришедших послушать любимые песни, а получивших полчаса гитарной многослойности. Здесь же все почти наоборот — ждали фирменного dreamsludge, а получили, по сути, каверы Бейкера на самого себя. Но, тащемто, почему бы и нет — Flowers of Flesh с флейтой и гармошкой звучит на самом деле божественно, будто бы из какого-то грустного мультфильма о несчастных эльфах, чей лес вырубили мрачные дровосеки из нового сезона Твин Пикса. И хотя дисторшном песню не испортишь, без него бейкеровские хиты звучат не менее привлекательно.
listen / buy
Подписаться на:
Сообщения (Atom)