01 августа 2011

Ryoji Ikeda - Ощути себя оптоволоконной линией


Шумовая электроника, особенно экспериментального толка, редко бывает приятной уху неподготовленного слушателя. Начиналось все в 70-х с «конкретной музыки», (которая существует в замороженном виде и поныне), продолжилось в виде массы нойз-дрон-эмбиент-индастриала, и сейчас каждый, кто умеет издавать звуки из компьютера или какого-то оборудования может считаться «композитором». Особенно щедра таким продуктом земля японская, ныне пребывающая в стрессовой ситуации, которая, несомненно, принесет в будущем еще больше агрессивного нойза и всяческого непременно высокочастотного саунд-дизайна.

В массе беснующихся в потоках шума японцев всегда выделялся интеллигентный Ryoji Ikeda (Риодзи Икеда). Его музыка заслуживает пристального внимания, хотя бы потому, что это настоящий современный минимализм — впитавший настрой академического минимализма Стива Райха и развивающий идеи Ксенакиса и Штокгаузена в пенящемся море современной электроники. Музыка Икеды мало подходит для домашнего прослушивания, а обложки его дисков предостерегают от прослушивания в наушниках или на большой громкости. Это звук для наполнения помещений, создание акустической среды,
в которой слушатель никогда не бывает пассивным, каждым своим движением или даже одним присутствием изменяя личную аудио-картину. При этом звук Икеды никогда не существует отдельно от видео — этот мигающий черно-белыми полосками медиа-конгломерат можно назвать его визитной карточкой или, скорее, его вселенной, двумерной на экране, многомерной в звуке.

Его звук создан из чередования примитивных структур — синусоид и шумов. Видео, как правило, не намного разнообразнее. Быстрый поток этих данных имеет очень сложную структуру — стоит лишь посмотреть на спектрограммы треков. Этот поток в буквальном смысле прошивает мозг насквозь, пронизывает нервную систему и иногда совсем не сложно ощутить себя оптоволоконной линией связи, по которой текут гигабайты загадочной информации. Бинауральные эффекты и психоакустические фокусы — мастер Риодзи пользуется всем этим чрезвычайно виртуозно, заставляя звук стать частью обстановки, что по сути является переосмыслением идей Эрика Сати в контексте XXI века, расширяя его функцию от чисто инсталляционной до биологической, создавая некое наполнение медиа внутри мозга слушателя. Логично, что при этом он задействует два основных канала доступа — глаза и уши.

Тем, кто уже поставил на закачку все альбомы, важное замечание — это именно та музыка, которую нельзя слушать в мр3 формате. Часто вы рискуете попросту ничего не услышать, так как большинство аудио-событий происходит за 16 kHz.

Если ранние работы Икеды вполне могут быть отнесены к «чрезвычайно интеллектуальной танцевальной музыке», то поздние вещи — настоящая алхимия современности, преображение слушателя в часть композиции. Классическими альбомами уже уверенно можно назвать Matrix и Dataplex, последние работы развивают те же наработки. Особое внимание стоит уделить альбому Op, на котором музыку Икеды исполняет струнный квартет (!). Его типичный прием — исчезновение звука за предел слышимости, как нижний, так и верхний. Обилие высоких частот может вызывать неприятные ощущения у людей с расстройствами психики, хотя иногда кажется, что здоровый человек не-японец это тоже слушать не может.

Также не стоит забывать о совместном проекте Риодзи с Николаем Карстеном (Alva Noto), где его музыка за счет стараний Николая становится намного более человечной и слушабельной. Недавно вышедший id — второй альбом проекта — идеален для начального ознакомления с подобной музыкой. Здесь типичное высокочастотное насилие уходит на задний план, уступая место плотно сбитым басовый партиям и хрустящим глитчам. Карстен движет огромную махину лейбла raster-noton, уж ему-то не знать, что сделать с музыкой Икеды, чтоб она стала актуальной здесь и сейчас, а не в пятом тысячелетии. Хотя и эта работа не лишена машинной безразличности к слушателю. Если творчество вообще — это интерпретация информации, то эта музыка — информация сама по себе.


kievreport.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

что вам думается по сему поводу, господа?