Gavin Bryars
The Sinking Of The Titanic
Однажды Гэвин Брайерс услышал легенду о том, как музыканты оркестра на тонущем Титанике продолжали играть тогда, когда судно уже погружалось под воду. Тогда у него возникла идея написать музыку, которая звучала в толще воды уже после того, как погибли все музыканты.Идея оказалась продуктивной и, начав писать эту музыку, Брайерс осознал, что никогда не сможет закончить произведение. Ведь звуковые колебания могут сохраняться в мировом океане бесконечно, затихая изо дня в день, из года в год, но все равно оставаясь в малейшей ряби на поверхности всех морей и заливов Земли...
Несмотря на откровенно минималистский подход к созданию музыки, Брайерс всегда был романтиком. Все его произведения пронизаны сентиментальным симфонизмом, но не в форме, не в звучании, а где-то между строк, в самом психологическом состоянии, которое эта музыка создает. Для описания этого состояния недостаточно упомянуть эмоции или обрисовать "концепт" - оно складывается из тысяч мимолетных образов и процессов, при помощи которых эти образы взаимодействуют. Музыка лишь активирует это настроение, подобно тому, как играющий в тонущем корабле оркестр легко пронизывает своими вибрациями мощные волны от происходящей катастрофы...
Ненавязчивость этого произведения проявляется не только в остутствии выпяченной трагичности или скорби, и даже не в общем эмбиентом характере звучания (тут можно вспомнить, что первый вариант "Крушения Титаника" был издан Брайаном Ино), а в той легкости и надмирности, которая возвышает восприятие слушателя над человеческими страданиями. Музыка убеждает нас, что смерть когда-то станет жизнью, что каждая трагедия на следующем витке истории может обернутся чем-то благим. В этой бесконечной вере в справедливость мироздания Брайерс весьма напоминает Хенрика Гурецкого и его третью симфонию. Впрочем, каждый человек, как бы велико не было его отчаяние, сохраняет веру, лелеет надежды, отчаянно мечтает, смиряется, вспоминая прожитые моменты счастья... В этом все едины, и благостное принятие людьми подобной музыки лишь подтверждает этот факт.
Гэвин продолжает работу над этим произведением до сих пор, и на данный момент существует три исполнения. Первое, изданное Ино в 1975, является самым распространенным. Второе исполнение было записано в 1990 году, после серьезной переработки всей структуры композиции. Музыканты в сопровождении хора играли в старинной водонапорной башне, а в качестве дополнительных источников звука проигрывались записи интервью с выжившими, звуки азбуки Морзе, и даже леденящий треск надвигающегося айсберга. Третья версия была записана в компании с электронщиком Филипом Джеком и итальянским ансамблем Alter Ego и является самой продолжительной из всех, смело заходя в сферу электроакустической музыки, благодаря чему была издана на Touch Records. Все три версии интересны теми самыми нюансами, о которых шла речь выше, и создают уникальную атмосферу при каждом прослушивании, что говорит о естественности этой музыки, её органичном вплетении в жизнь любого обратившего хотя бы немного внимания человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
что вам думается по сему поводу, господа?